Люди «дна» в социально-философской драме М. Горького — это люди, выброшенные из жизни в силу разных обстоятельств, не умеющие ей сопротивляться. Таков Васька Пепел, живущий в ночлежке Костылева. Он занимает там привилегированное положение — отдельная комната, уважительное отношение хозяина, любовь его жены. Но ни относительное материальное благополучие, ни ласки Василисы не приносят ему счастья. Васька Пепел — вор, и его способ добывания денег — кражи по наводке того же Костылева, который потом и скупает у него краденое. Васька не верит в возможность иного для себя пути: «Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…» Любовница Василиса, жена Костылева, надоела ему: она зла, жестока, жадная. «Души в тебе нет…» — говорит ей Васька, объясняя свое отчуждение. Ему нравится Наташа, младшая сестра Василисы, которая в доме Костылевых живет на положении прислуги. Ревнуя, Василиса «зверски» бьет ее, Костылев унижает, попрекая нищетой. И единственное, что остается Наташе — мечтать о счастье. Она признается, как ждет, что «завтра… приедет кто-то… кто-нибудь… особенный… или — случится что-нибудь… тоже — небывалое». Ждет подолгу, понимая, что ждать в этой жизни нечего, что все равно, «кто сломит» голову, так уж лучше Васька Пепел. Она говорит ему, что иногда он очень ей нравится, но не верит она в будущее с ним, ведь «ремесло» его опасно и ненадежно. Не верит она и в то, что любит его, ведь «когда любят — плохого в любимом не видят», а она не может его не осуждать. Пепел надеется на ее душу, ее нравственную чистоту, на что-то в жизни настоящее — ведь все вокруг, «за что ни схватишься… все гнилое… все — не держит». И послушав совета Луки, о том, как можно заново начать жизнь в Сибири, уговаривает Наташу уйти с ним, к новому счастью. Но их мечтам не суждено сбыться. Василиса из мести обварила Наташу кипятком, а в драке убивают Костылева, и Василиса обвиняет в его убийстве Пепла. Самое страшное, что Наташа подумала о сговоре между Пеплом и сестрой. Почти в беспамятстве она мечется с криком о помощи, призывая полицию, требуя суда и над Васькой, и над сестрой, и над собой. В итоге Пепел пойдет в Сибирь за казенный счет — на каторгу, Василиса, хоть и в тюрьме, но все же уверена, что она «вывернется», а Наташа, выйдя из больницы, «пропала» неизвестно куда. Трагичность взаимоотношений Пепла и Наташи, в первую очередь, в том, что они не могут противостоять этой жестокой жизни, обстоятельства которой оказываются сильнее их. Они обречены на прозябание в нищете и унижении, а их мечты о счастье грубо разрушены, и впереди отчаяние и беспросветность. «Человек рождается для лучшего», — вспоминает в своем монологе Сатин слова Луки, а отсюда и гуманистическая позиция автора — проблема изменения жизни героев, достойных человеческого счастья.