Василий Шукшин не сразу приобрел известность. Приходила она исподволь, по мере того как все более широким становился диапазон его творчества, проникновеннее сила его мысли. Писатель, романист и драматург, режиссер, актер.
Переломными в его творческой судьбе явились такие произведения, как «Калина красная», «Энергичные люди». И вдруг — внезапная смерть, в самый разгар работы над фильмом «Они сражались за Родину», где он выступил в роли Лопахина. Имя Шукшина переходит из повседневности в легенду… А уже посмертно опубликованная повесть-сказка «До третьих петухов», появление материалов, приоткрывающих мир его мыслей о жизни и искусстве, о предназначении художника, как это он понимал и старался воплотить в своем творчестве, заставили нас заново перечитать Шукшина, глубоко задуматься и осознать, как рано ушел от нас художник, человек. Судьба Шукшина, его художественный дар привлекают возрастающее внимание читателей.
Писатель неотступно думает о человеке — своем современнике, о предназначении разных людей, с которыми он кровно связан единством судьбы исторической, буднями текущей жизни, в которой причудливо перемешаны героика и быт, благородство и низость, трудолюбие и стяжательство, горе и радость… Художник показывает, как сложна и драматична жизнь тех людей, которые по неопытности ли, потому ли, что культурой и воспитанием не облагорожена душа, по стечению ли обстоятельств нередко страдают, испытывают тоску по достойной жизни, а в попытках ее обрести сбиваются с пути. Об этом рассказы «Сураз» и «Непротивленец Макар Жеребцов», «Петя» и «Материнское сердце», «Змеиный яд» и «Други игрищ и забав»… В них все происходит так, как есть в жизни. И в каждом рассказе звучит и сострадание, и любовь к человеку, и ответственное отношение ко всему в жизни. Ведь жизненный процесс сложен и противоречив. Герои Шукшина не допускают однозначных оценок.
Вспомним Егора Прокудина («Калина красная»). В нем есть все, что способно вызвать гнев и сострадание, иронию и горькое раздумье о несложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения. Повесть «Калина красная» — это размышления нашего современника о коренных проблемах жизни, о ее уроках, в которых заключены горечь и надежда героя. Казалось бы, испытав отторжение и одиночество, Егор вернулся к людям, к жизни… Казалось бы, обретена жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако завершается повесть трагически: «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам». В «Калине красной» есть фраза, приоткрывающая новый и чрезвычайно важный мотив творчества писателя. Это слова Губошлепа, прозвучавшие с экрана, когда уже Егор Прокудин, истекая кровью, умирал: «Мужиков много, их нарожают»… В презрительности, с какай было сказано о народе, о людях земли, Шукшин видит проявление низости и цинизма, преступности, которой нет оправдания. В ряд тягчайших преступлений ставит писатель пренебрежительно-барское отношение к. чужой человеческой жизни, особенно к жизни простого человека-труженика, которому зеками внушалось представление о невысокой ее стоимости. Мотив, человеческого достоинства и чести звучит в произведениях Шукшина. Земля и люди сегодня, их жизнь, их будущее — вот что волнует писателя.
Прошло уже более двадцати лет, как ушел от нас русский писатель Василий Макарович Шукшин, но не проходит интерес к его творчеству. Его имя из литературы переходит в легенду. И как не вспомнить Е. Евтушенко:
В искусстве уютно
быть сдобною булкой французской,
но так не накормишь
ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был. горбушкой
с калиною краевой вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ.
И сегодня слышен его тревожный голос: «Что с нами происходит?».