Поэзия Некрасова продолжила традиции русской литературы, завещанные прогрессивными писателями предшествовавших эпох: Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был подлинным поэтом-гражданином, чей поэтический голос звучал «как колокол на башне вечевой во дни торжества и бед народных». Он был признанным вождем революционно-демократически настроенной части общества того времени. Вся жизнь Некрасова явила собой пример служения борьбе за счастье народа.
Некрасов с первых шагов литературной деятельности размышлял о назначении поэзии и поэта в обществе. Небольшое стихотворение «Тот не поэт» заканчивается словами:
Кто у одра страдающего брата
Не пролил слез, в ком состраданья нет,
Кто продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!
Уже в ранних своих произведениях, относящихся к началу 40-х годов, Некрасов выступает как поэт-гражданин, основными темами творчества которого являются судьбы Родины и своего народа. В стихотворении «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда», которые были написаны в период общественного подъема, поэт подводит нас к широким политическим обобщениям: вся Россия — это нищая и бесправная «забытая деревня», во всей России простой человек-труженик не знает счастливой жизни. Как призыв ко всеобщему возмущению прозвучал заключительный аккорд «Размышлений…», обращенный к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Царская цензура запретила это стихотворение, увидев в нем революционный призыв.
В «Песне о Еремушке», написанной в этот же период, рабской житейской мудрости, порожденной крепостническим . укладом, поэт противопоставляет новую мораль, основа которой — вольная жизнь.
Свой поэтический манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога Поэта и Гражданина. Мысли Некрасова о предназначении поэта и поэзии в этом стихотворении вложены, главным образом» в уста Гражданина. Гражданин (а вместе с ним и автор) выступает против сторонников «чистого искусства», которое уводит читателя от острых политических проблем в мир узко личных чувств и переживаний. Современники и идейные противники Некрасова (Майков, Фет и другие) видели в поэте лишь «жреца красоты», «избранного счастливца» и т. п. (Фет, например, писал о себе и о своих единомышленниках, что они «искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских»). Некрасов же считал такое мировоззрение недопустимым для поэта, который своим талантом должен прежде всего служить Отечеству и своему народу — быть гражданином:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и, моря
И ласку милой воспевать.
В монологе Гражданина, где он касается этих важных для Некрасова тем — судьбы народа и Родины, — искренняя взволнованность и истинная страсть. Некрасов-гражданин призывает бороться за высокие общественные идеалы:
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром…
От имени русских революционных демократов поэт решительно заявляет, что истинный мастер слова должен служить
своему народу:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи…
В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в обществе:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — «страдания народа»,
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! Не стареет она.
Именно в служении народу Некрасов видел цель и смысл своего творчества и именно так он понимал свой долг как поэта:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему.
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Да, Некрасов, действительно, служил своему народу! Его поэтическая дума была неразлучно связана с народной думой, скорбь его неотъемлема от великой народной скорби, переполнявшей русскую землю. Поэт верил в великие силы, бродившие в темной массе народа, и только от пробуждения народного ждал поворота к новой, лучшей, свободной жизни.