(1 вариант)
Россия в первой четверти XX века переживала один из тяжелейших периодов своей истории. Революции, восстания, Первая мировая и Гражданская войны - все эти события оставили свой след в судьбе людей. И они не могли не отразиться в русской литературе. Так, Гражданская война, война жестокая, кровавая, явившаяся величайшим бедствием для народа, изображена в произведениях М. Булгакова, А. Фадеева, Б. Пастернака, И. Бабеля и некоторых других писателей. В них описывались и военные действия, и отношение к ним авторов, рассказывалось о людях, отстаивающих свои идеи, убеждения. Особое место занимала интеллигенция.
Одним из наиболее известных произведений, посвященных событиям Гражданской войны, является роман Александра Александровича Фадеева «Разгром». Он представляет собой ровный, постепенный рассказ о действиях партизанского отряда на Дальнем Востоке, обо всех его столкновениях с японцами и «белыми». Автор поочередно оставляет читателя то с одним, то с другим героем, с его переживаниями, мыслями. Но из-за этого роман не превращается в не связанные между собой рассказы о различных персонажах. Общим и самым важным для всех является интерес к судьбе отряда, его жизни. На примере этих героев писатель показывает эволюцию основных человеческих качеств.
Одним из наиболее интересных и рельефно изображенных характеров является образ командира отряда Левинсона. Его можно считать также самым цельным, жизненным, правдоподобным образом большевика в русской литературе. Это очень опытный, расчетливый человек, прекрасно разбирающийся в людях, способный повлиять на них, не обижая их чувств. Он отличный педагог: умело используя слабости подчиненных, он пробуждает в них желание стать лучше. Левинсон терпелив, чрезвычайно работоспособен, осторожен, скрытен, скромен и в то же время настойчив, последователен. Общее дело для него превыше всего (указания командования он читает прежде письма от родных, находит в себе силы действовать, несмотря на недомогание). Он делает все, что может, чтобы сохранить отряд, поддерживать его боеспособность (даже отдает приказание забрать у семьи корейцев последнюю свинью, чтобы накормить голодных бойцов). В целом, как я уже писал, образ цельный, хорошо прорисованный.
Есть в романе и представитель интеллигенции - Мечик. В отряде, состоящем в основном из шахтеров (передового класса пролетариата), Мечик практически не имеет друзей. Автором этот персонаж описывается негативно: для него (Мечика) самое важное - его персона (а для Морозки - отряд), у него очень высокое самомнение и заниженная оценка окружающих. Он заботится о своем существовании, не пытаясь его как-либо улучшить, не делая ничего для отряда.
Темой не менее известного произведения, романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», является отношение интеллигенции к Гражданской войне. Юрий Андреевич Живаго - плененный врач в «красном» партизанском отряде. Его профессиональный долг - лечить людей, облегчать их страдания. И это же его главная цель. Он не делает различий между «белыми» и «красными». Основная ценность для него - человеческая жизнь. Живаго не принимает законов жестокой Гражданской войны, она противна всему его существу. Даже в плену он не изменяет своим принципам, привитым с детства. Юрий Андреевич старается понять людей, с которыми ему приходится общаться.
Антиподом доктора Живаго можно считать Памфила Палых. Для этого человека характерна категоричность в суждениях, суровость, жестокость. Он убивает своих родных - детей и жену, чтобы они не попали в руки к «белым».
Отряд в целом менее благополучен и дисциплинирован по сравнению с отрядом Левинсона. Лицо отряда, командир Микулицын, не идет ни в какое сравнение с командиром шахтеров. Он неумен, недалек, он употребляет в больших количествах кокаин. Он не способен воплотить свои желания в реальность, не способен управлять отрядом должным образом.
Похожие идеи неприятия войны высказывает в своем романе Михаил Булгаков. Даже в эпиграфе к «Белой гвардии» он дает понять, что за пролитую кровь в этой жизни никто не ответит. Всеми событиями, описанными в произведении, управляют две «звезды», Марс - символ кровавой, жестокой войны и Венера - символ любви. Основные мысли писателя несут члены семьи Турбиных. Они - представители киевской интеллигенции. Все люди, приходящие к ним в дом, замечают, что там тепло и уютно. На окнах висят шторы, отделяющие дом Турбиных от внешнего мира. Обитатели этого дома лишены всякой чопорности и сердечны. Они снисходительны к слабостям других, но непримиримы ко всему пошлому и подлому. Самый низкий, по их мнению, поступок - предательство. И они открыто презирают гетмана и немцев, убежавших и оставивших город без защиты. Тальберг, муж Елены, глубоко образованный человек, тоже покидает город, спасая свою жизнь. В его портрете подчеркиваются двуслойные глаза (выражается авторское отношение), позже обращается внимание на его «крысиную побежку». Алексей Васильевич, один из основных проводников авторских идей, воспринимает революцию и Гражданскую войну как нависшую над Россией угрозу, разрушение устоявшегося порядка вещей. К петлюровцам Турбины относятся крайне отрицательно, называют их бандой, творящей беззаконие. Как и Пастернак (изображение «человеческого обрубка» - солдата без руки и без ноги), Булгаков описывает жесточайшие сцены войны, например «казнь» еврея.
Писатель не говорит о своей принадлежности к «красным» или «белым». Осуждая банду Петлюры, гетмана, немцев, он выступает как свидетель. И то, что он видит, представляется ему ужасным. Он описывает события не с политической, а с общечеловеческой позиции, этим он близок к Пастернаку.
Цикл рассказов И. Бабеля «Конармия» также посвящен событиям Гражданской войны. Автор ведет свое повествование от лица человека, видевшего все, что происходило в Первой Конной армии. Сам он был в этой армии в качестве корреспондента «Красного кавалериста». Писатель пытается изображать войну максимально беспристрастно.
В рассказе «Письмо» он доносит до читателя смысл послания молодого солдата матери: отец убил сына (брата автора письма), другой сын убил отца. Обо всем этом Курдюков рассказывает без эмоций, как об обычном, каждодневном деле. Для него важнее попросить мать лучше заботиться о коне. Своего отношения автор не выражает, но можно догадаться, что все происходящее ему кажется ужасным.
В главе «Мой первый гусь» ничего особенного на первый взгляд не происходит: новичок убил гуся, чем заслужил уважение казаков, ранее не считавших его «своим» человеком. Но самое важное то, что, убивая птицу, герой переступает через себя, через свою совесть. Возникает ощущение трагедийности войны. А в другом рассказе («Гедали») автор рассказывает о своей мечте - «Интернационале добрых людей», он хочет, чтобы каждую добрую душу взяли на учет и выдали паек.
Описание военных событий в целом объективное, свое личное мнение писатель не выставляет напоказ.
В Гражданской войне не все было ужасно. Во многих людях проявились положительные качества, их чувства прошли суровую проверку. Даже в таких условиях они носили в сердцах любовь. Все это также нашло отражение в произведениях русских авторов.
(2 вариант)
Эти строки А. Т. Твардовского относятся к XX веку - наверное, самому сложному, противоречивому, многогранному периоду истории человечества. XX век запомнится нам как эпоха величайших открытий и достижений человека и трагедией двух мировых войн и множества локальных конфликтов, как время культурного расцвета, который тем не менее прерывался периодами глубочайшего нравственного упадка, как век, одновременно жуткий и удивительно интересный для людей, живших в эту пору. Действительно, «недоброй памяти дела», упомянутые А. Т. Твардовским, соседствуют здесь с прекрасными, справедливыми поступками, образуя крайне противоречивый образ XX века, полный добра и зла, красоты и безобразия, света и тьмы. Очевидно, что в этой небольшой работе невозможно охватить даже малую часть событий этой эпохи, поэтому мы остановимся на наиболее, на мой взгляд, значимом периоде жизни России - на Гражданской войне 1918—1921 годов, рассматривая ее сквозь призму литературных произведений, посвященных тому времени.
Одна из самых трагических страниц в истории нашей страны, Гражданская война, не могла не отразиться в произведениях писателей той эпохи; более того, ей посвящено такое множество романов, повестей и стихов, что в данной работе мы отметим только самые, на мой взгляд, основные - «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармию» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева, «Белую гвардию» М. Булгакова и «Доктора Живаго» Б. Пастернака. В каждом из этих произведений отразились не только конкретные события рассматриваемого периода, но и их последствия, поэтому на этом материале мы можем подробно проанализировать «недоброй памяти дела» Гражданской войны. Как мне кажется, последние можно разделить на две группы: одни из них относятся к реальной жизни, а вторые - к духовной сфере.
Среди первых следует, прежде всего, выделить гибель миллионов людей. Любая война - это, прежде всего, бессмысленное убийство, которому не может быть оправданий, а Гражданская война в этом плане отличается от остальных в худшую сторону. Именно в этот период свершаются такие жестокие дела, как убийство Михаилом Кошевым беззащитного деда Гришани в ответ на расправу, которую Дмитрий Коршунов учинил над семьей Кошевого. Этот пример из «Тихого Дона» Шолохова иллюстрирует типичную для того времени ситуацию.
Возможно, менее отвратительными, но не менее страшными последствиями Гражданской войны являются нищета, разлука, голод. Это не просто период, в который нарушается привычный уклад жизни, - это время, в которое происходят коренные изменения в обществе, полная и бесповоротная ломка старой жизни. Вообще говоря, революционные изменения редко приносят пользу обществу, в отличие от эволюционных, но даже если это и происходит, то тем не менее это всегда сопровождается огромными жертвами. Под жертвами мы подразумеваем не только гибель людей, но и их сломанные судьбы, духовный кризис, который переживает почти каждый современник таких событий, тяготы жизни, вызванные революционными изменениями, разлад человека с самим собой и с окружающим его миром.
Возможно, что духовные последствия Гражданской войны являются значительно более ужиными, чем те, с которыми люди столкнулись в реальной жизни. Постоянное насилие стирает грань между хорошим и плохим, вызывает очерствение души даже у таких людей с сильным характером, как Григорий Мелехов. Но в этом герое еще остается что-то светлое, и это проявляется в его страданиях после убийства мальчика-матроса: «Братцы, нет мне прощения! …Смерти предайте!..» На людей же со слабым характером и неокрепшей психикой постоянное насилие оказывает катастрофическое влияние. Такого человека нам с ужасающей точностью описал И. Бабель в рассказе «Письмо» из цикла «Конармия». Мальчик Курдюков в письме своей матери бесстрастно рассказывает при гибель своего брата от рук отца и про убийство отца другим братом, перемежая свой рассказ просьбами лучше заботиться о его лошади.
Читая произведения о войне, можно прийти к выводу, что она обнажает худшие черты человека; в это время не существует твердого порядка, стабильности, а власть и право дают обладание оружием. Такая бесконтрольность человека приводит к тому, что он руководствуется своими желаниями, не размышляя о правах или интересах других людей, о последствиях своих действий. В такие моменты проявляется истинный характер человека, каков бы он ни был. Именно поэтому на страницах произведений о Гражданской войне мы часто встречаем случаи трусости, подлости, предательства, например, так поступают гетман и некоторые генералы в романе М. Булгакова «Белая гвардия», Мечик в повести А. Фадеева «Разгром». Часто встречаются в таких книгах и сцены пьянства, разврата.
Но все это не проходит бесследно даже для таких черствых людей, как Памфил Палых. В романе «Доктор Живаго» Пастернак показывает нам, как этот человек сходит с ума, не в силах примирить в своей душе бесконечную жестокость и любовь к детям. В конце концов он зарубил свою жену и всех своих детей, опасаясь, что они попадут в плен к «белым». Как мне кажется, лучше всего Палых характеризует следующая фраза из текста: «На рассвете он исчез из лагеря, как бежит от самого себя больное водобоязнью бешеное животное».
Но, к счастью, война обнажает и все хорошие стороны человеческой души. Именно поэтому герои романа М. Булгакова «Белая гвардия» находят во время этих страшных событий любовь, и конец произведения выглядит оптимистично, несмотря на все грядущие испытания. Поэтому доктору Живаго удается в это трудное время сохранить незапятнанной свою совесть и, не дожидаясь окончания братоубийственной войны, уйти домой к своей жене, поэтому Морозка погибает как герой, спасая отряд Левинсона, и, наконец, поэтому Григорий Мелехов возвращается-таки домой к своему сыну.
Итак, проанализировав произведения, посвященные Гражданской войне, можно сделать вывод, что это был крайне сложный период для нашего народа в целом и для каждого человека в отдельности. Несомненно, война принесла много бед и страданий русской земле, но доброе начало в людях, тяга к честной, спокойной трудовой жизни все же оказалась сильнее, и поэтому мир на некоторое время снова установился в России.
(3 вариант)
Одной из самых значительных вех в истории России первой трети XX века, наряду с Великой Октябрьской революцией, явилась Гражданская война 1918-1921 годов. В то же время она вошла в русскую литературу, став главной темой многих произведений, в частности романов «Белая гвардия, М. А. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака и серии рассказов И. Э. Бабеля под общим названием «Конармия». Но предметом изображения у этих писателей стала не череда побед и поражений. От беспристрастной хронологии военных действий их произведения отличает подход к изложению исторических событий. Он заключается в следующем: война преподнесена как история жизни людей. У Булгакова, Пастернака и Бабеля на первый план выходит именно человек, а авторский интерес находится в сфере исследования влияния, которое на него оказывают исторические катаклизмы.
Необходимо все же отметить, что у каждого из писателей есть свой взгляд на изображаемые события, хотя принципиальные различия между ними незначительны. Пастернак в «Докторе Живаго» отразил позицию интеллигенции в отношении войны, Бабель - процесс адаптации ее к условиям нового времени, Булгаков же стремился максимально абстрагироваться от идеологической подоплеки происходящего и быть объективным (несмотря на это, в «Белой гвардии, явственно чувствуется его антипатия к Петлюре).
Но схожи мнения писателей в том, что судьбы людей, ставших участниками и просто свидетелями военных действий, глубоко трагичны. Война разрушает их жизни, лишает всего, что они имели. Так случилось с Василием («Белая гвардия»), у которого петлюровцы конфисковали все сбережения и учинили настоящий погром в квартире. Но еще более ужасно то, что ежедневно, ежечасно, ежеминутно умирали люди. В ходе осады Киева был убит полковник Най-Турс, чья смерть стала настоящим горем для его матери и сестры; были расстреляны два санитара и одиннадцать наиболее виновных партизан по делу о заговоре против командира Ливерия.
Еще более страшной, нежели физическая смерть, становится нравственная гибель человека вследствие его моральной деградации. В буднях войны у людей притупляется чувство жалости, они утрачивают способность сострадать окружающим, ценить жизнь. Война разрушает традиционные представления о морали, устанавливает свои законы, выстраивает новую систему ценностей, в которой нет места «ненужным» эмоциям. Яркий пример такой эволюции мы находим в «Конармии» Бабеля. Главный герой, К. В. Лю-тов, попадает на фронт чутким молодым человеком, исповедующим гуманистические идеи. Но чтобы утвердиться в новой среде, он вступает в борьбу с самим собой. В рассказе «Мой первый путь» Бабель описывает, как Лютов, желая заслужить уважение у будущих товарищей по отряду, убивает гуся. Этот эпизод положил начало долгим душевным метаниям героя. Столкнувшись с необходимостью облегчить страдания смертельно раненного телефониста Долгушова, Лютов не находит в себе сил совершить убийство. За это он получил страшный упрек: «Жалеете вы нашего брата, как кошка мышку…» Встав перед сложной философской дилеммой, Лютов переступил через себя. Об этом свидетельствует спокойствие, с которым он наблюдал за тем, как один из красноармейцев «правой рукой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгавшись». Цена этого спокойствия - внутренний надлом.
Но воздействие войны на человека может быть еще ужаснее. Она уничтожает здравый смысл, сводит людей с ума. В романе «Доктор Живаго, Пастернак изображает, как в угаре борьбы противостояние «белых» войск и «красных» партизанских отрядов перерастает в соревнование в жестокости и безжалостности. Жертвой этой безумной кровавой резни становится «человеческий обрубок» без правой руки и левой ноги, приползший в отряд Ливерия Микули и рассказывающий о зверствах в карательных частях у «белого» генерала. Не менее красноречивый пример того, как может война лишать людей рассудка, - это судьба партизана Памфила Палых. Страх за судьбу семьи довел его до сумасшествия, и «он зарубил жену и трех детей тем самым, острым, как бритва, топором, которым резал им, девочкам и любимому сыну, из дерева игрушки».
В судьбе Памфила Палых Пастернак воплотил главное противоречие войны, ее антигуманную суть: преследуя благие цели, она приносит несчастья. Силой, способной противостоять разрушающему все на своем пути урагану войны, и Пастернак, и Булгаков, и Бабель провозглашают любовь. Именно ее хочет положить торговец Гидали («Гидали») в основу «Интернационала добрых людей» в противовес «революции злых людей», Любовь дала надежду доктору Живаго, вселила в него решимость, позволившую ему бежать из партизанского отряда к своей семье. И та же любовь объединила семью Турбиных, сохранила в их доме атмосферу доверия, взаимопонимания и душевного тепла, оградила людей, записанных в «книгу жизни», от безжалостной лавины исторических катаклизмов.
Придерживаясь единой концепции изображения войны, М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак, И. Э. Бабель пришли в своих произведениях к общему выводу: война недопустима, так как он угрожает самому ценному в этом мире - человеческой жизни.