У каждого писателя собственный взгляд на свое время, на выбор героев. Это определяется личностью автора, его мировоззрением, его пониманием назначения человека на земле. Поэтому есть книги, над которыми не властно время. Есть герои, которые всегда будут интересны, чьи мысли и поступки будут волновать не одно поколение потомков.
Такими для меня являются герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Что привлекает меня в характерах Андрея Болконского и Пьера Безухова? Почему они кажутся такими живыми и близкими почти через два столетия? Почему Наташа Ростова воспринимается не какой-то далекой графиней, совсем из другой жизни, другого воспитания, а моей ровесницей? Почему каждый раз, возвращаясь к роману, я открываю в нем что-то новое для себя? Наверное, потому они для меня действительно живые, не статичные, что живут не только сегодняшним днем, стремятся не только к привилегиям, наградам, материальному достатку, но и не «спят» душой, размышляют над своей жизнью, напряженно ищут смысл жизни. Великий и неповторимый Л. Толстой, который сам всю жизнь не переставал искать добро и учиться, анализировать себя, свою эпоху и вообще человеческую жизнь, учит нас, читателей, наблюдать жизнь и анализировать наши поступки. Андрей Болконский и Пьер Безухов сразу же привлекают к себе внимание, выделяются своей искренностью, высшей порядочностью и разумом. Несмотря на то, что они такие разные — суровый, высокомерный князь Андрей, который очень уважает себя и поэтому уходит от людей, и такой нескладный, поначалу наивный Пьер, которого так и не воспринимает всерьез свет, — они настоящие друзья. Они могут беседовать о высоких материях, поверять друг другу тайны души, защитить и поддержать в трудную минуту.
Казалось бы, у каждого из них свой путь, свои победы и поражения, но сколько раз переплетались их судьбы, сколько похожего в разных жизненных амбициях, сколько общего в чувствах! Талантливый офицер, князь Андрей идет на войну, чтобы найти применение своим силам и разуму, найти «свой Тулон», прославиться. Он взял себе за правило не вмешиваться в чужие дела, не обращать внимание на суету и споры, «не опускаться». Но в штабном коридоре князь оборвет зарвавшегося адъютанта, посмевшего оскорбительно отозваться о побежденном союзнике: «Мы или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела!»
Передав приказ эвакуироваться, князь Андрей не может бросить батарею капитана Тушина и остается помочь им, не прикрываясь от пыли и порохового дыма своей адъютантской должностью. А при обсуждении в штабе Шенграбенского сражения он выступит в защиту Тушина.
Может, именно эта встреча и участие в военных действиях (под пулями врага) бок о бок с простыми солдатами и младшими офицерами помогла и исполнить отцовский наказ, чтобы «не было стыдно », и поднять знамя, поворачивая назад отступающих, не только потому, что настал его «звездный час», а потому, что он, как Кутузов, ощущает боль за отступление армии. Может, поэтому Андрей Болконский умышленно не заметил оскорбительных слов о штабных офицерах Николая Ростова и властно, с достоинством, предложил ему успокоиться, потому что сейчас состоится другая дуэль — с общим врагом, где им нельзя ощущать себя соперниками. Так точно и Пьер, стремясь к самосовершенствованию, стараясь столько сделать для своих крестьян, должен прийти к пониманию разницы между добрыми делами ради самого себя и растворением в общих делах и стремлениях многих людей. Поэтому он и приходит к масонам, надеясь, что это настоящий очаг добра. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое «я»? Что такое жизнь и что такое смерть? Какая сила управляет всем? Безусловно, человек, поставивший перед собой эти вопросы, достоин уважения, даже если его поиски приводят сначала к отрицанию, к неприятию …
Духовный кризис переживает и князь Андрей после переоценки своего кумира — Наполеона и после смерти жены. Перемены в имении (в начале XIX столетия он перевел своих крепостных в вольные хлебопашцы), воспитание младенца-сына, чтение книг и периодических изданий могли бы заполнить жизнь обычного, дюжинного человека до краев. Болконского однако давит потолок ограниченности — ему необходим простор высокого синего неба. Словно искра, вспыхнут слова Пьера в разговоре на пароме: «Надо жить, надо любить, надо верить», — и зажгут новый интерес к жизни! Теперь он знает критерий полезности этого труда и, применив высоко оцененный комитетом Сперанского проект к конкретным людям, «вспоминая мужиков, Дрона-старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало странно, как он мог так долго заниматься таким напрасным трудом». Надежда на личное счастье поднимает князя Андрея как на крыльях и доказывает, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Как изменится его кредо, его вчерашнее наполеоновское «я над всеми», «мои мысли и усилия как дар для всех» — на другое: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Это «все через меня», этот путь от высокомерно-эгоистического к эгоистическому даст Болконскому другое восприятие мира, научит видеть и понимать чувства других людей: и мечтательной Наташи в лунную ночь, ее яркую личность, какой так не хватало ему, и девчонок с зелеными сливами, которым нужно было незаметно пройти мимо него, и Тимохина, и всех офицеров и солдат своего полка. Может, поэтому он не утратит интереса к жизни, погрузившись в личное горе разрыва с любимой, когда столкнется с общим горем Родины, с вражеским нашествием.
Так и Пьеру, которого все обманывали — от управляющих имениями до собственной жены, — нужно было ощутить угрозу не только собственному «я», а хотя бы близкому человеку, чтобы он нашел в себе и силу, и твердость, и настоящий такт, и, наконец, умение управлять ситуацией, как в случае с Анатолием Курагиным, — чтобы тот не чернил репутацию Наташи и не встретился с князем Андреем, не стал угрозой жизни друга.
Когда на Родину напал враг, Пьер, до мозга костей штатский человек, выступает настоящим патриотом. Он не только снаряжает на свои средства целый полк — он сам хочет остаться в Москве, чтобы убить Наполеона. Символично, что, отыскивая в Апокалипсисе ответ на вопрос: кто же победит Бонапарта, Пьер находит ответ — «русский Безухов», подчеркивая не только свое имя и титул, но именно принадлежность нации, то есть ощущая себя частью страны. На Бородинском поле, на батарее, Пьер, с его стремлением помочь поднести снаряды, чем-то напоминает князя Андрея под Шенграбеном.
Так же частью своего народа ощущает себя и Андрей Болконский. В разговоре с новым для него человеком он поражает откровенностью, простотой слов, близостью к простым солдатам. Князь Андрей отказывается от предложения Кутузова служить у него адъютантом, желая остаться в полку. Он научится воевать на передовой, ценить теплое отношение к себе солдат, их ласковое «наш князь». Когда-то придавая большое значение воинской стратегии и расчету, Андрей Болконский возмущенно отбрасывает это перед Бородинским сражением: наполеоновское сравнение полков с шахматными фигурами и слова штабных офицеров о «войне в пространстве». Защитить малую родину (свой дом, имение, город) и великую Отчизну сможет, по мысли князя Андрея, только одно чувство, которое «есть во мне, в нем, в каждом солдате». Это чувство любви к Родине и ощущение единства с судьбой народа.
Болконский стоит под пулями, считая «своей обязанностью возбуждать мужество солдат». Он простит Анатолию Курагину личную обиду, когда встретит его раненого, в госпитальной палате на переднем крае. И любовь к Наташе, обостренная общим горем и общими потерями, вспыхивает в князе Андрее с новой силой. Великое очищение физическими и моральными страданиями надо было пройти в плену Пьеру Безухову, чтобы встретиться с Платоном Каратаевым, погрузиться в жизнь простого народа и понять, что «он всю жизнь свою смотрел куда-то поверх голов окружающих его, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой». Новыми глазами он увидит настоящий путь к цели, сферу приложения собственных сил. Ему, как и многим героям Отечественной войны, больно смотреть на беспорядки в Отчизне: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, — мучают народ, образование душат. Что молодо, честно — то губят!» Теперь Пьеру становится близким все, что происходит в его стране, и он встает на защиту этого «молодого и честного», склоняясь перед славным прошлым, борется за чистоту настоящего и будущего.
Безухов — один из организаторов и руководителей кружка декабристов. Он сознательно выбирает опасный и неспокойный путь. Символично, что рядом с ним «к славе», через мечи реакционеров, идет, в представлении Николиньки Болконского, и сам подросток, и князь Андрей.
Я думаю, если бы Пьер остался жив, он, не колеблясь, принял бы участие в выступлении на Сенатской площади. Это было бы логическим результатом идейных исканий, духовного самосовершенствования и вырастания собственного «я» в общее «мы». На новом этапе развития, как показывает Л. Н. Толстой, на тот же путь встает их продолжение — Николинька. И так близко и понятно для каждого из нас звучат его заветные слова: «Я только об одном прошу Бога, чтобы было со мной то, что было с людьми Плутарха, и я сделаю то же самое. Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». Смысл духовных исканий настоящего человека не может иметь конца.