Для творчества А. С. Пушкина характерно обращение к теме истории России, что подтверждается большим количеством литературных произведений как в прозе, так и в поэзии, где автор не просто воспроизводит те или иные события, но и пытается дать им свою оценку с позиции поэта и гражданина.
Одно из первых таких произведений — «Песнь о вещем Олеге», написанная в 1821 году, в которой дается поэтическая версия о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности, над Византией: «Твой щит на вратах Цареграда». Уже здесь Пушкин представляет литературно-историческое произведение: на конкретных исторических фактах, событиях и деталях воспроизводится автором жизнь Олега, строится художественно вымышленный сюжет.
Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ярко и сильно звучит и в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы «Евгения Онегина», воспевающие подвиг Москвы:
Напрасно ждал Наполеон, Последним, счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля; Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.
В строках стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» перед нами встают прославившиеся в боях «перун кагульских берегов» Румянцев, «вождь полунощного флага» Орлов, Этой же теме посвящено стихотворение «Бородинская годовщина» 1831 года.
Однако слава Отечества — это не только военные победы, но и процветание народа, справедливое политическое устройство. После тяжело пережитого всеми передовыми людьми того времени разгрома декабристского восстания 1825 года в России наступила эпоха реакции. Пушкин вновь обращается к истории, чтобы с ее помощью побудить самодержца к созидательной деятельности. Он создает цикл произведений о Петре I. Кстати, в этом проявились традиции этики и эстетики декабристов, которые именно с этой целью — на положительном примере показать, как надо управлять государством, — тоже часто обращались в своем творчестве к историческим темам. Пушкин, приводя царю Николаю I пример Петра I, взывает в стихотворении «Стансы»: «Будь… памятью, как он не злобен». Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме «Полтава»:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Похожие мысли встречаются и в поэме «Медный всадник», где поэт говорит о славном правлении Петра, называя его «властелином судьбы», поднявшим «Россию на дыбы» и прорубившим «окно в Европу».
Драма «Борис Годунов» — в определенном смысле новаторское произведение, в котором уже не царь, не одна личность, какой бы великой она ни была, а народ показан движущей силой истории. Это произведение явилось противовесом и противоборством с господствующей тогда традицией, будто бы история и ее ход зависят от одного человека, лишь бы ему была дана власть, лишь бы он был «яркой» личностью; это уже и эволюция во взглядах самого Пушкина, который «развенчивает» свою же теорию, связанную с именем Петра I (хотя это развенчание начинается уже в «Медном всаднике»). В дальнейшем такое понимание истории и роли личности в ней будет ярко представлено в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
«Капитанская дочка» — наиболее значительное произведение на историческую тематику у Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. «Капитанскую дочку» автор написал, работая над «Историей Пугачевского бунта» — документальным произведением с массой свидетельств, правдиво характеризующих ожесточенное противостояние противоборствующих сторон. И все же эта повесть Пушкина — художественное произведение, а не чисто исторический документ, хотя здесь автор и пытается на судьбе вымышленных героев и связанных с ними событиях раскрыть сущность исторического момента, действительно существовавшего в России, проследить ход истории и его закономерности, дать свое философское обоснование бунта, жизни и истории (как категории) в целом.
Оценивая значение произведений А. С. Пушкина для последующего развития русской литературы, надо сказать, что он положил начало традициям русской исторической прозы. Такую разновидность переработки исторического материала в последующие периоды русской литературы возьмут на вооружение Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, М. Шолохов, К. Симонов и другие.