В романе особенно привлекает образ Татьяны, значительность и глубина ее душевного мира, красота и поэтичность ее души, искренность и чистота. Это одна из лучших героинь в русской литературе, в которой А.С. Пушкин «поэтически воспроизвел русскую женщину…».
Поэт безмерно любит Татьяну, которая
…в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Своим нравственным обликом, духовными интересами она отличалась от окружавших ее людей.
Любовь поэта проявляется уже в том, что он дает своей героине народное имя, тем самым подчеркивая ее близость к народу, к обычаям и «преданьям простонародной старины», национальный строй ее понятий и чувств, которые воспитаны окружающей природой, деревенской жизнью. «Татьяна — русская душою». Все простое, русское, народное по-настоящему дорого ей. В этом Татьяна близка героине баллады Жуковского «Светлана». С большой теплотой показывает Пушкин доброе отношение Татьяны к крепостным, к няне, которую она искренне любит. Поэт признавался, что в няне Татьяны он изобразил Арину Родионовну. Это замечательный факт. Только с Татьяной Пушкин мог представить добрую свою няню. Это лишний раз подтверждает то, что поэт очень любит «Татьяну милую». Нежно и тонко, с глубоким проникновением в тайны девической души рассказывает Пушкин о пробуждении чувства любви в Татьяне, ее надеждах и мечтаниях. Она одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить только один раз.
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь.
Татьяна не могла полюбить никого из окружавших ее молодых людей. Но Онегин сразу же был замечен и выделен ею:
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Пушкин сочувствует любви Татьяны, переживает вместе с ней.
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью…
Ее любовь к Онегину — чистое, глубокое чувство.
Татьяна любит не шутя.
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Только Татьяна могла первой признаться Онегину в любви. Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решиться написать ему. Какие душевные муки пережила она, прежде чем послала письмо Евгению! Это письмо проникнуто «умом и волею живой», «и сердцем пламенным и нежным».
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Многие девушки повторяли про себя эти строки. Безответная любовь. Через нее, наверное, прошли все.
Не каждая девушка и в наше время решится первой признаться в любви. А каково было Татьяне? Признаться и услышать слова, отвергающие ее любовь, отнимающие надежду на взаимность и счастье. Любовь стала для Татьяны «величайшим бедствием жизни», потому что все лучшие порывы своей души она соединила с этой любовью. Как переживает за Татьяну Пушкин, видя, что
Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души…
Как сочувствует ей поэт!
И меркнет милой Тани младость…
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
Дуэль Онегина и Ленского, смерть Ленского, отъезд Онегина… Татьяна одна.
И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.
Мы видим, как дорого Пушкину желание Татьяны посетить дом Онегина, благодаря которому она поняла, что «есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Но это понимание ничего не изменило. Для Татьяны любовь к Онегину — величайшая драгоценность, потому что Евгений духовно близок ей.
Татьяне тяжело, и в трудное для нее время поэт не покидает ее ни на минуту: он вместе с Лариными едет в Москву, вместе с Татьяной он в Москве.
Пушкин тревожится за судьбу Татьяны («Не замечаема никем…»), радуется за нее («…с победою поздравим Татьяну милую мою»). Поэт гордится Татьяной, которая, став
…неприступною богиней
Роскошной царственной Невы, —
не изменила себе, осталась верна своим жизненным принципам. Глубина чувства, стремление к идеалу, нравственная чистота, цельность натуры, благородная простота характера, верность долгу — все это привлекает в Татьяне. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к ней.
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!
И невозможно не полюбить Татьяну! Это пленительнейший образ нашей литературы, который начинает собой галерею прекрасных характеров русских женщин, ищущих глубокого содержания в жизни, нравственно безупречных, поражающих нас глубиной и цельностью натуры, способностью преданно любить и глубоко чувствовать. Таковы Ольга Ильинская из романа Гончарова «Обломов», «тургеневские девушки», видящие смысл жизни в служении людям, правде, — воистину «святые», жены декабристов из поэмы Некрасова «Русские женщины», Наташа Ростова.
Для Пушкина Татьяна — идеал русской женщины («мой верный идеал»). И прав, конечно же, В.Г. Белинский, назвав Татьяну существом «исключительным» и натурой глубокой.