Смекни!
smekni.com

(по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев»)

Самуил Маршак - русский писатель. Литературный талант в нем пробудился с детства - он придумывал маленькие стихи и записывал их в свою тетрадь. Посчастливилось встретить ему людей, которые поддерживали его в жизни: и родители, и учителя из гимназии, а со временем и известный певец Федор Шаляпин, литератор Владимир Стасов приложили силы, чтобы талант мальчика не распылился.

Маршак поехал учиться в Петербург, а завершил образование в Англии. Возвратившись из-за границы, Самуил Маршак активно берется за создание детских домов, именно ему принадлежит идея создания и детских театров, для которых он и пишет свои сказки-пьесы. Одна из них - «Двенадцать месяцев».

В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту тему под новым углом зрения. Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на передний план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы: есть ли покорность составляющей доброты? Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым? Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?

Каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы. Образ падчерицы сложный и преисполнен противоречий. На первый взгляд, перед нами возникает самый покорный человек в мире, и со временем мы понимаем, что это не так, что ее послушание мачехе было обусловлено не бессмысленной покорностью, а во-первых, настоящей добротой (и это можно доказать ее волнением о мачехе и сестре, когда их превратили в собак), а во-вторых, обычной безысходностью. Упрямство падчерицы во всей полноте показано в сцене с Принцессой, когда последняя просила рассказать ей о том, где она достала подснежники. Бедная девушка обещала братьям-месяцам никому не рассказывать об этом. Принцесса раздела ее в злой мороз, грозилась бросить в прорубь, но молодая героиня оставалась верной себе и своим обещаниям, поэтому ничего не рассказала принцессе. Итак, когда в сердце человека властвуют доброта, честь и верность, упрямство помогает не потерять эти черты, и она становится внутренне чрезвычайно привлекательной.

Опасно другое объединение черт характера в человеке: злость, глупость и упрямство. В этом случае упрямство действительно может прибавить горечи в и без того не сладкую душу. И это мы видим на примере принцессы, которая тоже, конечно, не была покорной, но, в отличие от падчерицы, это приносило не добро, а зло.

Очень интересно то, что самодурство принцессы формировалось под влиянием именно таки покорности. Покорность человека слабого, боязливого, неуверенного, хитроватого, глуповатого порождает большое зло. В этом нас уверяет автор, изображая образы мачехи и ее дочери и других царедворцев. Так сказать, на раздорожье обрисован учитель, который все время борется со своей боязливой покорностью.

Способностью противостоять злу и насилию наделены лишь люди, уверяет автор. И если существо, которое внешне напоминает человека, становится подхалимом, оно превращается в животного. Эта идея раскрывается в сказке в момент превращения Мачехи и ее дочери в собак. А особенно в ответе Января принцессе на ее просьбу превратить ее собачек, которые ходят на задних лапках, в людей: «Нет, если они на задних лапках ходят, то их в людей уже не превратить. Были собаками - собаками и останутся…»

С. Маршак уверяет нас в том, что покорность не всегда несет в себе мир. Часто она служит причиной очень отрицательных последствий, как например, самодурство у человека, относительно которого проявляли покорность. В то самое время противоположная черта характера - упрямство - становится положительной только в том случае, когда она принадлежит человеку с добрым и верным сердцем.