7. По техническим приемам установления правила поведения нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные.
Определенные - непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные - делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные - содержат ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта (например, ч. 3 ст. 111 УК РФ).
8. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные.
Социально-технические - регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.); Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает. Социальные - регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.п.
9. Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.
2.2 Структура правовой нормы. Классификация элементов
Юридический анализ нормативных актов, который необходим при любой правовой деятельности, предполагает правильное уяснение смысла каждой юридической нормы, уточнение целей, которые преследовал законодатель, издавая конкретную норму, ясное представление о ее структуре.
Принцип законности требует одинакового понимания этих вопросов всеми, кто руководствуется в тех или иных ситуациях предписаниями правовых норм. В свою очередь, знание структуры нормы права важно и для законодателя, поскольку оно обеспечивает четкое, рациональное, логически завершенное построение статей нормативных правовых актов.
Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.
В настоящее время отсутствует единая точка зрения по поводу основных элементов структуры правовой нормы. Тем не менее анализ различных позиций, высказанных относительно структуры юридических норм, позволяет подразделить их на три основные группы:
1) норма права состоит из трех элементов;
2) норма права состоит из двух элементов;
3) норма права может состоять как из трех, так и из двух элементов.
Существуют и другие суждения на этот счет1.
К наиболее распространенным относится понимание нормы права как правила поведения, структурно представленного в виде трехзвенной конструкции, согласно которой типичная правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. В совокупности эти составные элементы дают представление о логической структуре правовой нормы, которая далеко не всегда обнаруживается в статье нормативного акта. (Приложение схема 3)
Под гипотезой подразумевается часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлений которых следует руководствоваться установленным ею правилом. Другими словами, эта часть нормы указывает на условия ее действия.
Диспозиция - та часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
Санкция - часть нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции.
Логическую структуру юридической нормы можно абстрактно сформулировать следующим образом: если имеют место определенные обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определенные действия (диспозиция), иначе (в противном случае) для правонарушителя могут наступить установленные неблагоприятные последствия (санкция). Эту формально-юридическую структуру нормы можно выразить в виде формулы "если - то - иначе".
В соответствии с изложенной конструкцией норма права не может начать действовать, если не предусмотрены те фактические обстоятельства, при которых она подлежит реализации, т.е. без гипотезы. При отсутствии гипотезы норма потеряла бы свое практическое значение. В этой части правовой нормы определяются время и место действия нормы (военное время, определенный район, заповедник, общественное место), конкретные обстоятельства (достижение определенного возраста), события (стихийные бедствия, рождение ребенка, истечение времени), субъекты (должностные лица, несовершеннолетние) и другие условия ее действия.
Нельзя представить себе правовую норму и без диспозиции, которая является ее ядром. В ней указаны права и обязанности субъектов тех общественных отношений, которые регулирует данная норма.
Не может существовать правовая норма, рассматриваемая с позиций ее логической структуры, также без санкции, так как именно санкция указывает на те специфические меры государственного воздействия, которые отличают способ обеспечения правовых норм от способов обеспечения иных социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм).
Санкция выражает реакцию государства на противоправное поведение и содержит указание на ту меру воздействия, которая применяется компетентными органами государства к лицам, не исполняющим требования правовой нормы.
Гипотезы, диспозиции и санкции имеют разновидности. Тем не менее во всех случаях эти логические элементы структуры правовых норм, по мнению сторонников данной позиции, необходимо рассматривать в их неразрывном единстве и взаимообусловленности .
Когда речь идет о различии взглядов ученых по поводу структуры правовых норм, возникает вопрос: с чем связаны эти различия, чел они вызваны?
В наиболее общем виде существующее положение можно объяснить тем, что не все авторы, исследующие проблему, одинаково воспринимают и трактуют понятие самой структуры нормы.
Некоторые из них наличие определенного элемента (части) нормы права ставят в зависимость от его текстуального, реального изложения в статьях нормативных правовых актов, приводя примеры, когда в статьях этих актов те или иные элементы отсутствуют. Утверждают также, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам. Сторонники трехзвенной (логической) структуры считают такой подход основанным на ошибочном смешении нормы права со статьей нормативного правового акта. По их мнению, тот факт, что текстуальное закрепление в статьях нормативных правовых актов всех трех элементов встречается не так уж и часто, обусловлен применением законодателем юридической техники в целях обеспечения компактности актов. В связи с этим отдельные части юридической нормы могут находиться в различных статьях нормативного акта и даже разных нормативных актах. Более того, законодатель иногда прибегает и к таким приемам, когда отдельные части правовой нормы и вовсе опускаются. Это допускается в тех случаях, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента. Установление же отсутствующих структурных частей нормы права следует осуществлять путем их поиска в иных нормах данного акта, в других нормативных правовых актах или домысливать. Полное представление о юридической норме как регуляторе общественных отношений дает только целостное восприятие, уяснение всех элементов ее логической структуры.
Различия в оценке структуры правовых норм связаны и с тем, как ученые понимают саму норму и каждую ее часть. В частности, сторонники подразделения норм права на отправные (учредительные) и на нормы права — правила поведения полагают, что нетипичные (отправные) нормы имеют иные структурные элементы.
Итак, трехэлементная (логическая) концепция структуры правовой нормы обращает внимание на то обстоятельство, что юридическая норма, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться в статьях нормативных правовых актов. Логический анализ указанных элементов, их отыскание в актах представляет определенные трудности. Это вызывает необходимость рассмотреть наиболее распространенные способы изложения норм права в статьях законов и подзаконных нормативных правовых актов.
2.3 Способы изложения правовых норм в статьях правовых актов
Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти ), то при анализе мы не всегда обнаруживаем полностью все три элемента правовой нормы. ( см. Приложение 4 )
Например, в ряде статей уголовных законов гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формируется в общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно- правового акта не совпадают.
Дело в том, что при несомненной необходимости соблюдения четких правил формирования норм права их составные части могут подчас находиться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта, а иногда и в разных нормативно-правовых актах. Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы.
Существуют, однако некоторые правовые предписания, которые по содержанию в логической структуре ( " если - то - иначе " ) близки к правовой норме, но они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства; только в соединении с этими положениями такие предписания могут образовать полноценную юридическую норму. Другие правовые предписания в основном строятся по формуле "если - то "; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической. В целом, излагая норму права как правило поведения, законодатель может использовать несколько способов: