Человечество на всем протяжении своего существования преклоняется перед великим чувством любви. А лучшие представители человеческого общества — писатели и поэты — неустанно исследуют это самое яркое, возвышенное проявление души. В русской литературе есть много произведений о любви, и среди них три замечательных повести А. И. Куприна: «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь», объединенные этой прекрасной темой.
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических проявлений инстинктов», писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), забираясь в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире («Гранатовый браслет»).
Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести «Гранатовый браслет» положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 г. Куприн сообщал об этом этапе своему другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: «Это — помнишь? — печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Желткова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова». «Молчать и гибнуть», как писал австрийский поэт XIX в. Николай Ленау, — вот духовный обет влюбленного телеграфиста, только уже героя повести Куприна. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви, любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным, суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».
Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Амосова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни тем более основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть величайшей трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». «Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка?» — тихо спрашивает Вера. Ответ старика был отрицательным. А вот писатель Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. В письме к Ф. Д. Батюшкову он утверждает: «Любовь — это самое яркое и наиболее понятно воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».
Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести — «Олеся».
Написана повесть сразу после знаменитого «Молока», в котором Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками.
События, изображенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине полесья, куда, казалось бы, не должны проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести, Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «дочерью природы» — полесской девушкой Олесей. Красота больших, блестящих и темных глаз, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности, «первобытное и яркое воображение», гибкий, подвижный ум Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича. Но невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся и Олеся, и Иван Тимофеевич. Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и его собственный. Он понимает невозможность счастья. Понимает это, а вернее, догадывается и Олеся. «Наивная, очаровательная» сказка любви заканчивается разлукой. Этой повестью Куприн хотел сказать, что только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.
Естественное чувство любви воспето Куприным в еще одной повести — «Суламифь». В ней рассказывается о взаимной любви Суламифь и царя Соломона. Прекрасная Суламифь — воплощение чистой и жертвенной любви — противопоставлена злой и завистливой царице Асис, отвергнутой Соломоном. Царь — мудрец, покорен чистотой любви безродной девушки. Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь.
Но даже смерть не может победить ее любовь. Пораженная мечом Элиава, которого подослала Асис, Суламифь говорит своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику… Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Эти слова напоминают сказанное чиновником Желтковым в «Гранатовом браслете»: «Да святится имя твое».
Связь между повестями «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» очевидна. Все вместе они гимн женской красоте и любви, гимн женщине духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Все три повести имеют глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают проблемы, которые будут вечно волновать человечество.