Александр Блок — одна из самых ярких фигур русской литературы начала XX века. Его поэзия от сборника к сборнику отображает не только развитие его таланта, но и сложную эволюцию личности поэта. Сам Блок называл три тома своих стихотворений поэтическим дневником, «романом в стихах».
Блок чувствовал себя потомком огромного культурного наследия и, как никто другой, отвечал за его судьбу, потому что осознавал, что его родину ожидают страшные потрясения и испытания. Как каждый настоящий поэт, он не отделял личное и общественное.
В первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» возникают ведущие образы и символы его творчества. На первый взгляд, поэт рассказывает только историю своей любви к молодой девушке. Образ любимой четко не определен, идеален, она олицетворяет «вечную женственность».
Вхожую я в темные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. Но уже в этом сборнике внимательный читатель заметит, как изменяется сам поэт: высокая и идеальная любовь вырастает в сложную и трагическую земную любовь.
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Ни тоски, ни любви, ни обмана.
Все померкло, прошло, отошло…
Очертания белого стана.
И твое золотое весло.
Эту трансформацию чувств поэт воспринимает как свою измену высокому идеалу.Неслучайный следующий сборник его произведений имел название «Распутья». Земная любовь принуждает его обратиться к реальности, увидеть в будничном высокое, осознать свою ответственность за свое время, за свою страну, ее историю и будущее. Так из образа-символа Прекрасной Дамы рождается образ-символ России, один из самых сложных в своей символике и наиболее противоречивый. Россия для Блока — жена, с которой навеки связана его жизнь.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Он отвечает, как мужчина за женщину, за все, что происходит с его родиной. Исторические события начала XX века не могли не вызывать ощущения трагизма эпохи. Он не принимает бездуховность «пьяниц с глазами кроликов». Он уверен, что Россия имеет свой исторический путь, на каком «невозможное возможно». Еще один ведущий символ Блока — дорога. Это символ изменчивости.
Опять, как в годы золотые, Три стертых
треплются шлеи, И вязнут спицы
расписные В расхлябанные колеи… И
невозможное возможно, Дорога долгая
легка, Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка, Когда
звенит тоской острожной Глухая песня
ямщика!..
В этом стихотворении очень выразительно проявляется поэтическая символика Блока. Начало стихотворения вызывает ассоциацию с известным образом «тройки» из поэмы Гоголя «Мертвые души». С помощью этой ассоциации поэт соединяет прошлое и современное, вводит один из важнейших для него символов — символ дороги, пути, которым идут и страна, и поэт. Так возникает тема общности судьбы народа и поэта, Россия для него, как «слезы первые любви». Он знает, что ее ожидают страшные испытания, но верит в ее историческую миссию: «Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит твои прекрасные черты».
Символические образы Александра Блока помогают поэту установить связь между прошлым, современным, будущим, между внутренним миром, интимным переживанием и общественной, общественной жизнью, между идеальным, космическим и реальным, земным.