Великая Отечественная война ворвалась в жизнь нашего народа и перевернула ее вверх дном. Уже никогда не вернуть погибших. Тяжелая, жестокая, безжалостная война не сломила духа людей. Она требовала мужества не только от солдат и офицеров, отстаивавших Родину с оружием в руках, но и от тех, кто ковал победу в тылу. Это была величественная, не знающая себе равных эпопея героического труда.
Писатели и поэты воевали за Родину: Василь Быков, Юрий Бондарев, Виталий Закруткин, Виктор Астафьев, Булат Окуджава, а также среди них воевал и Борис Васильев. Добровольцем ушел он на фронт и прошел всю войну, написал много книг о ней. Среди них самая известная повесть «А зори здесь тихие…», по мотивам которой был снят художественный фильм, пронзительный, трагический, жуткий в своей несовместимости женщины и войны. Подобная тематика наблюдается и у В. Закруткина в повести «Матерь человеческая» (о героизме русской женщины после потери мужа и ребенка, сумевшей в голоде и холоде выкормить чужих детей и родить своего).
Остановиться хотелось бы на романе Бориса Васильева «В списках не значится», опубликованный в журнале «Юность» в 1974 г.
Главный герой романа и центральная фигура — молодой лейтенант Николай Плужников, который прибыл в Брестскую крепость 21 июня 1941 г. и вскоре стал последним защитником крепости. Композиционно роман делится на три части. Это три этапа становления мужественного человека. На первом этапе Коля Плужников прибывает в крепость почти еще мальчиком, наивным и непосредственным. Искренне верил он в непобедимость Красной армии, плохо представлял себе обстановку на фронте и полагал, что для победы необходим лишь один мощный удар нашей армии: «У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы… являются результатом происков англо-французских империалистов». А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: «Это будет быстрая война. Самое главное — это решающая мощь Красной армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар». Подобная позиция не вызывает смех, а лишь горькую усмешку и бесконечную жалость к этому юноше, которому столько еще предстоит пережить. Как хотелось бы, чтобы он был прав. Приезд в крепость стал переломным моментом во всей его судьбе. Война меняет взгляды Николая. Совершив много ошибок, познав любовь и предательство, герой понимает, что от личного участия каждого человека зависит победа в этой ужасной войне.
На втором этапе, во второй части романа мы видим уже не наивного мальчика, а сильного и мужественного командира. Автор на протяжении всей части не называет своего героя по имени. Он теперь «товарищ командир». Первые два этапа являются завязкой к третьей части. В этой части у Николая гибнут все друзья, он остается единственным бойцом в занятой, но непобежденной крепости. Здесь и разворачивается основное действие романа.
Меняется тон и даже ритм повествования, нет больше военных действий, приготовления к битве. Возникает высокий психологический накал. Развязкой становится последняя глава романа, которую нельзя читать без слез. Николай остался непобежденным, как в принципе и крепость, которая не пала, а просто истекла кровью. Плужников — последняя ее капля.
«У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек… длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись… и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы». Он превратился в человека без имени, он олицетворял собой свой народ, который будет сражаться до последней капли крови. Фашисты боятся этого человека. Много было случаев, когда фашисты отказывались воевать, встречая нечеловеческое сопротивление со стороны наших солдат, партизан и простых жителей. Пока есть такие люди — мы непобедимы. «Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел».
«В списках не значится» — это история становления мужества в тяжелейших условиях.