Смекни!
smekni.com

Анаграмма как способ смысловыражения в поэтическом тексте (стр. 2 из 3)

Итак, смысловые (фоносмысловые) ассоциации регламентируются смысловыми рамками, или смысловым объемом, собственно целого поэтического текста.

Существуют различные термины для названия фонетической единицы в поэтическом тексте: "квазиморфема" (С. Ф. Гончаренко), "символ" (В. В. Виноградов), "поэтическая глосса" (Р. Якобсон), "экспрессема" (В. П. Григорьев), "слово-образ", "поэтема" (В. Г. Руделев и А. Л. Шарандин).

Термин "квазиморфема" называет, на наш взгляд, единицу промежуточного характера, которая - объемно - располагается между фонемой/звуком и лексемой/лексоидом. Термины "символ", "поэтическая глосса", "экспрессема", "слово-образ" и "поэтема" в большей степени указывают на слово-текстему, но слово, реализованное в поэтическом тексте. Поэтому мы в процессе исследования будем опираться на наш термин текстофонема, обозначающий и называющий особую фонетическую единицу, реализованную в составе типового (аллитерационного, анаграмматического) звукокомплекса и/или в составе текстоморфа, и/или в составе лексемы слова-текстемы. Текстофонема, таким образом, единица и явление одновременно текстовое, эстетическое и культурное.

Звукоассоциативный, звукосмысловой ряд (фонолексическая парадигма) охватывает различные дискурсные и структурные единицы и части поэтического текста: рифму, строфу, целый текст. Ср., например, стихотворение О. Мандельштама "На бледно-голубой эмали...":

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко, –

Когда его художник милый

Выводит на стеклянной тверди,

В сознании минутной силы,

В забвении печальной смерти.

Звукосмысловой ряд: эмали ® мыслима ® поднимали ® мелкий ® метко ® милый ® минутной ® смерти - охватывает весь текст, все три строфы: из 8 лексем 6 входит в рифмопарадигму.

Иногда звукосмысловое поле (ряд), напротив, замещает позиции вне рифмы. Ср., напр., стихотворение О. Мандельштама "Смутно-дышащими листьями...":

Смутно-дышащими листьями

Черный ветер шелестит,

И трепещущая ласточка

В темном небе круг чертит.

Тихо спорят в сердце ласковом

Умирающем моем

Наступающие сумерки

С догорающимлучом.

И над лесом вечереющим

Встала медная луна.

Отчего так мало музыки

И такая тишина ?

Звукосмысловое поле: дышащими ® шелестит ® трепещущая ® умирающем ® наступающие ® догорающим ® вечереющим ® тишина - состоит из 8 фонолексем, из которых только 3 включаются в рифмопарадигмы.

Чаще единицы звукосмыслового поля рассредоточиваются по всему дискурсному и языковому пространству ПТ, как бы организуя другое - смысловое пространство, оставляя в нем фоносемантические знаки - вехи смыслового шифра и кода, причем ядро такого кода - фоносмысловая интерпертанта, как правило, повторяется в тексте минимум два, а чаще три и более раз. Так, в стихотворении О. Мандельштама "Соломинка", состоящего из двух частей (текстов), фоносмысловая интерпретанта соломинка повторяется 10 раз (в названии Соломинка + в однокоренной лексеме соломка ). Ср.:

1

Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне

И ждешь, бессонная, чтоб, важен и высок,

Спокойной тяжестью, - что может быть печальней, –

На веки чуткие спустился потолок,

Соломка звонкая, соломинка сухая,

Всю смерть ты выпила и сделалась нежней,

Сломалась милая соломка неживая,

Не Саломея, нет, соломинка скорей.

В часы бессонницы предметы тяжелее,

Как будто меньше их - такая тишина,

Мерцают в зеркале подушки, чуть белея,

И в круглом омуте кровать отражена.

Нет, не Соломинка в торжественном атласе,

В огромной комнате над черною Невой,

Двенадцать месяцев поют о смертном часе,

Струится в воздухе лед бледно-голубой.

Декабрь торжественный струит свое дыханье,

Как будто в комнате тяжелая Нева,

Нет, не Соломинка - Лигейя, умиранье, -

Я научился вам, блаженные слова.

2

Я научился вам, блаженные слова :

Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита .

В огромной комнате тяжелая Нева,

И голубая кровь струится из гранита.

Декабрь торжественный сияет над Невой.

Двенадцать месяцев поют о смертном часе.

Нет, не Соломинка в торжественном атласе

Вкушает медленный томительный покой.

В моей крови живет декабрьская Лигейя,

Чья в саркофаге спит блаженная любовь.

А та – Соломинка, быть может - Саломея,

Убита жалостью и не вернется вновь.

Поэзия О. Мандельштама (причем на всех этапах ее развития) является чрезвачайно звукописной. Правда, функции аллитерации в его стихотворениях различны (от музыкальности до выражения психологических ассоциативных смыслов в процессе восприятия специфических дифференциальных признаков звуков, входящих в аллитерации; ср., например, его стихотворение "Есть иволги в лесах, и гласных долгота...", где поэт прямо номинирует акустическую доминанту "долгота гласных звуков":

Есть иволги в лесах, и гласных долгота –

В тонических стихах единственная мера.

Но только раз в году бывает разлита

В природе длительность, как в метрике Гомера.

Как бы цезурою зияет этот день:

Уже с утра покой и трудные длинноты;

Волы на пастбище, и золотая лень

Из тростника извлечь богатство целой ноты.

Данный акустический признак гласных также поддерживается и актуализируется здесь за счет употребления многосложных фонолексем: иволги (3 слога), долгота (3 слога), тонических (4 слога), единственная (5 слогов), бывает (3 слога), разлита (3 слога), природе (3 слога), длительность (3 слога), метрике (3 слога), Гомера (3 слога), цезурой (3 слога), трудные (3 слога), длинноты (3 слога + [н]), наЗ пастбище (4 слога), иЗ золотая (5 слогов), изЗ тростника (4 слога), богатство (3 слога), - всего 17 трех- и более сложных лексем из общего числа (36) значимых слов.

Текст (тексты) стихотворения "Соломинка" содержит в себе достаточно широкий звукосмысловой ряд, который приобретает в данном случае - в силу полипарадигмальности - признаки звукосмыслового поля, которое включает в себя следующие парадигмы: звукосмысловой ряд 1: Соломинка (+ соломка ) - 10 лексем; звукосмысловой ряд 2: Саломея, Лигейя, Серафита, Ленор (общие текстофонемы [с], [л]) - всего 8 словоупотреблений; звукосмысловой ряд 3: спишь, спальня, бессонная, высок, спокойной тяжестью, спустился, смерть, сделалась, сломалась, скорей, часы бессоницы, в торжественном атласе, месяцев, (о) смертном часе, струится, торжественный, струит, свое, научился, слова, научился, слова, струится, торжественный, сияет, двенадцать месяцев, (о) смертном часе, (в) торжественном атласе, декабрьская, (в) саркофаге, спит, жалостью, - всего 39 фонолексем, содержащих в себе типовые текстофонемы [с], [л], [м], [н]; ведущая текстофонема - интерпретанта [с]; анаграммическая интерпретанта - фонолексема соломинка .

Явление анаграммы (и аллитерации в целом), естественно, свойственно преимущественно и прежде всего рифме. Ср. стихотворение О. Мандельштама "Кому зима - арак и пунш голубоглазый...", в котором одна из частей звукосмыслового поля, звукосмысловая парадигма интерпретанты голубоглазый (типовые, опорные текстофонемы [з] / [с] и [л]) совпадает (почти целиком) с рифмопарадигмами этого достаточно объемного (6 строф) поэтического текста:

Кому зима - арак и пунш голубоглазый,

Кому - душистое с корицею вино,

Кому - жестоких звезд соленые приказы

В избушку дымную перенести дано.

Немного теплого куриного помета

И бестолкового овечьего тепла;

Я все отдам за жизнь - мне так нужна забота, –

И спичка серная меня б согреть смогла.

Взгляни: в моей руке лишь глиняная крынка,

И верещанье звезд щекочет слабый слух,

Но желтизну травы и теплоту суглинка

Нельзя не полюбить сквозь этот жалкий пух.

Тихонько гладить шерсть и ворошить солому,

Как яблоня зимой, в рогоже голодать,

Тянуться с нежностью бессмысленно к чужому,

И шарить в пустоте, и терпеливо ждать.

Пусть заговорщики торопятся по снегу

Отарою овец и хрупкий наст скрипит,

Кому зима - полынь и горький дым к ночлегу,

Кому - крутая соль торжественных обид.

О, если бы поднять фонарь на длинной палке,

С собакой впереди идти под солью звезд,

И с петухом в горшке прийти на двор к гадалке.

А белый, белый снег до боли очи ест.

Фоносмысловой ряд (рифмопарадигма): голубоглазый, приказы, забота, слух, суглинка, слух, солома, снегу, скрипит, звезд, ест. Таким образом, основной принцип организации фоносмыслового ряда (парадигмы) - это звуковой повтор. М. В. Панов выделяет два типа повторов: "Звуковой ярус поэтического произведения строится на повторе отношения <...> Единицы поэтического текста, создавая и определяя его поэтическую сущность, входят в повторы двух типов: повторы контрастов и повторы тождеств" 13 .

Впервые особая значимость фонетических повторов была отмечена Ф. де Соссюром: "Только сознательная игра поэта <...> вызывает время от времени желанные ему повторы слогов как поэтический образ или как живописное звукоизображение" 14 . Вяч. Вс. Иванов посвятил наблюдениям Ф. де Соссюра над анаграммой отдельное исследование, где не только поддерживает гипотезу-открытие великого лингвиста, но и развивает его теорию анаграмм: "По Соссюру, каждый поэтический текст в этих традициях, в частности каждый гимн "Ригведы", строился в зависимости от звукового (фонологического) состава ключевого слова, чаще всего имени бога (обычно неназываемого, хотя здесь возможны расхождения между отдельными традициями и текстами). Другие слова текста подбираются таким образом, чтобы в них с определенной закономерностью повторялись звуки (фонемы) ключевого слова <...>