Как видим, повествовательный сюжет у Огарева наталкивается на сопротивление глубинной лирической основы, в связи с чем создается дополнительная область напряжения, своего рода "разность потенциалов", которую не знает прозаическая новелла. Новое качество лирического единства - единство драматического повествования (новеллистически осмысленного сюжета) и лирического раскрытия темы (лирико-медитативного "подтекста"), равно как и образно-тематический и стилевой контрапункт, становятся ведущим структурообразующим фактором. При этом лирический образ, вовлеченный в перспективу новеллистического сюжета, получает реальную мотивировку, действительное обоснование, объективную объемность и полноту. А опосредованный, конфликтно-драматический сюжет предстает не как эмпирический ряд или серия контрастирующих сцен и эпизодов, но обязательно как "самоценная познавательная структура, как ракурс бытия, через который мы проходим на пути к экзистенциональной теме" 42 , что специфично для лирического рода литературы.
Таким образом, можно подвести некоторые итоги. Рассмотренные нами образцы жанра лирической новеллы позволяют уточнить закономерности эволюции жанрообразования в русской интимной лирике. Прежде всего это касается традиционных представлений как о полном размывании жанровой определенности лирических структур в период господства реалистичной системы художественного сознания, так и о существовании вечно живых жанров - в их постоянных канонических формах, отличающихся во времени лишь своими идейно-стилистическими особенностями.
Жанр лирической новеллы позволяет также скорректировать эстетические представления о границах лирического, об эволюционных возможностях лирики как рода литературы. Поскольку "поэзия сердца" - это наиболее репрезентативная часть лирики, можно сказать, "образец сущности реализма" (В. Г. Белинский), то, соответственно, ее структурные и жанровые новации глубже всего характеризуют сущностную природу и внутренние потребности лирического творчества. По признанию А. Григорьева, "творчество поэта лирического заключается в сообщении осязаемости мысли" 43 . Как показывает конкретный анализ стихотворений Полонского и Огарева, лирическая мысль в них действительно стремится стать все более "осязаемой" - для этой цели она даже начинает использовать новеллистические принципы лирической объективации. Но образующаяся при этом новеллистика предстает лишь как средство сообщения "осязаемости" лирической мысли: повествовательные и драматические элементы ассимилируются в структуре лирического целого, что приводит к расширению пределов лирического отношения к действительности, к интенсификации лирических средств выражения, к нарастанию в них объективно-аналитических тенденций.
И, наконец, последнее. В отличие от традиционных лирических жанров, новелла оказывается наиболее приспособленной для выражения сложных драматических коллизий, связанных с частной судьбой человека. Ее сюжетно-композиционная структура (равно как и жанровая концепция личности) запечатлевает систему объективных связей, постоянно обновляющихся контактов человека с миром. Культивируя свободные формы художественного мышления, уже не скованные строгими жанровыми канонами, новелла позволяет представить историю интимных чувств и сокровенных движений человеческого сердца в тесной связи с противоречиями реального бытия. Благодаря этому она становится одним из самых универсальных и пластических жанров, способных на живое и творческое взаимодействие с постоянно меняющейся реальностью историко-литературного процесса. Примеры лирических новелл А. Апухтина и А. Ахматовой подтверждают актуальность жанра и в последующие исторические эпохи.
Список литературы
1 См.: Стенник Ю. В. Система жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. Л., 1974. С. 198.
2 "Впечатление своеобразного эпического лиризма" (здесь и далее курсив автора. - О. З.) отмечал Эйхенбаум в лирике А. Ахматовой. См.: Эйхенбаум Б. О литературе: Работы разных лет. М., 1987. С. 351-352; Анна Ахматова: Опыт анализа [1923] // Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969. С. 140, 143. В работе "М. Ю. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки" (1924) и в статье, посвященной поэзии Я. П. Полонского, исследователь уже использует термин "лирическая новелла" (см.: Эйхенбаум Б. О литературе. С. 236, 239; Полонский Я. П. Стихотворения. С. 1954. С. 24).
3 См., например: Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940. С. 70-73; Громов П. П. Аполлон Григорьев// Григорьев А. А. Избр. произведения. Л., 1959. С. 11, 12, 35. В качестве серьезной этапной работы следует отметить: Корман Б. О. Некрасов и Тютчев [Заметки] // Некрасовский сборник. М.; Л., 1960. Вып. 3. С. 208-222.
4 См.: Бухаркин П. Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф. И. Тютчева// Русская литература. 1977. № 2. C. 118-122.
5 См.: Lo Cicero D. Novellentheorie. Mouton, 1970 P. 14 См. также: Wilpert G. SachwЪrterbuch der Literatur. Stuttgart, 1989. S. 629.
6 Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М.; Л., 1930. С. 194.
7 См.: Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С. 172.
8 Исторические формы новеллы многообразны. Говоря о новелле нового времени, мы имеем в виду прежде всего новеллу XIX в. которая, как роман и другие жанры, испытала воздействие романизации (в бахтинском смысле этого понятия).
9 См.: Рымарь Н. Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989. С. 96-97.
10 Виноградов И. О теории новеллы // Виноградов И. Вопросы марксистской поэтики. М., 1972. С. 257.
11 Корман Б. О. Проблемы личности в реалистической лирике// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1983. № 1. С. 12.
12 Корман Б. О. Проблемы личности в реалистической лирике// Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1983. № 1. С. 12.
13 Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4т. Т3. М., 1971. С. 514-515.
14 Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4т. Т3. М., 1971. С. 500.
15 См.: Грехнев В. А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985. С. 194.
16 В этом плане примечательна оговорка Е. М. Мелетинского в его капитальной работе "Историческая поэтика новеллы" (М., 1990.): "В монографии рассматривается только прозаическая новелла (если не считать нескольких замечаний о фаблио.) Интереснейшая проблематика стихотворной новеллы еще ждет своего исследователя" (С. 7).
17 Эйхенбаум Б. О'Генри и теория новеллы// Эйхенбаум Б. Литература: Теория. Критика. Полемика. Л., 1927. С. 171.
18 Реформатский А. А. Опыт анализа новеллистической композиции (1922). // Семиотика. М., 1983. С. 560.
19 См.: Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 43. (Впервые опубликовано в 1924 г.)
20 Петровский М. А. Морфология новеллы// Ars poetica. Вып. 1. М., 1927. С. 71.
21 Эпштейн М. Н. Новелла // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 248.
22 Грехнев В. А. Лирика Пушкина. С. 71.
23 Петровский М. А. Морфология новеллы. С. 71.
24 Гинзбург Л. Я. Частное и общее в лирическом стихотворении // Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности, Л., 1987. С. 96-97.
25 Лейдерман Н. Жанр и проблема художественной ценности // Проблемы жанра в англо-американской литературе (XIX-XX вв.). Свердловск, 1976. С. 17-18. Примечательно также, что и характеристика пространственно-временных отношений, лежащих в основе отдельных видов лирического сюжета, не исключает возможности "приравнивания стихотворения к новелле или к сверхфразовому единству в более крупных жанровых образованиях - повести или романе" (Чередниченко В. И. Типология временных отношений в лирике. Тбилиси, 1986. С. 127).
26 См.: Виноградов И. О теории новеллы. С. 288.
27 Об "однокачественности" драматических "вершин" в новелле см.: Грифцов Б. А. Теория романа. М., 1927. С. 63.
28 Сильман Т. И. Заметки о лирике. Л., 1977. С. 9.
29 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 3. Л., 1972. С. 227.
30 Относящаяся к более позднему периоду стихотворная новелла "Слепой тапер" (1875) уже учитывает достижения повествовательной прозы второй половины XIX в. и даже в какой-то мере предвосхищает поэтику чеховской новеллы.
31 Полонский Я. П. Стихотворения. Л., 1954. С. 61.
32 О свойствах сильной последовательной временной связи в лирике см.: Чередниченко В. И. Типология временных отношений в лирике. С. 68-70.
33 К "Встрече" вполне могут быть отнесены слова П. П. Громова, высказанные им по поводу лирической пьесы Пушкина "Портрет": "Рисуется частый случай, характер подчеркнуто единичный. Поэтому-то и получается лирическая новелла. Читатель не может слить "себя", свою героиню с тем, о чем говорится в стихотворении, как это обычно для восприятия лирики. Он смотрит на героев со стороны, смотрит на чей-то "портрет"" (Цит. по: Григорьев А. А. Избр. произведения. С. 35).
34 См.: Томашевский Б. Теория литературы. С. 194. О пуанте как неотъемлемом компоненте новеллистической структуры см.: Реформатский А. А. Опыт анализа новеллистической композиции. С. 563.
35 Гизбург Л. Я. О лирике. Л., 1974. С. 242. Она же указала на близость стихотворения А. Григорьева "Вечер душен, ветер воет..." (из цикла "Борьба") к новелле "Кроткая" Ф. М. Достоевского (Там же. С. 277-278).
36 Подобный разбор лирических новелл Некрасова и Тютчева см.: Зырянов О. В. Опыт анализа новеллистической композиции в русской интимной лирике 20-60-х гг. XIX в. // Модификации художественных систем в историко-литературном процессе. Свердловск, 1990. С. 32-36.
37 См.: Петровский М. А. Повесть// Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1925. Стлб. 602.
38 См.: Утехин Н. П. Основные типы эпической прозы и проблема жанра повести: (К постановке вопроса) // Рус. лит. 1973. № 4. С. 102.
39 Как "свершившееся неслыханное событие" определял новеллу И. В. Гете (См.: Эккерман П. П. Разговоры с Гете. М., 1981. С. 215).
40 Огарев Н. П. Избр. произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1956. С. 156.
41 О фатализме как определяющей черте новеллистического сознания см.: Kayser W. Das Sprachliche Kunstwerk. Bern, 1960. S. 355; Lo Cicero D. Novellentheorie. P. 24.
42 См.: Гинзбург Л. Я. Частное и общее в лирическом стихотворении. С. 96.
43 Цит. по: Носов С. Н. Аполлон Григорьев: судьба и творчество. М., 1990. С. 73-74.