Смекни!
smekni.com

Модификация жанра античной трагедии в драматургии И. Ф. Анненского (стр. 4 из 4)

Четыре драмы Анненского, пишет О. Хрусталева, составляют единое целое – "тетралогию о человеке" 46 . Внутренней связанности отвечает композиционная стройность и законченность трагедий (свойственная также лирике и эссеистике Анненского): симметрия главных героев трагедий (2 женских и 2 мужских образа), отмеченная Хрусталевой, осложняется "двойничеством" героев во внутреннем плане, противостоянием их позиций по отношению к жизни (Меланиппа – Фамира; Иксион – Лаодамия); каждый женский образ в "тетралогии" завершается и усиливается идущим за ним мужским (Меланиппа – Иксион, Лаодамия – Фамира). Такая "выстроенность" трагедий делает Анненского наследником античной эстетики с ее повышенным вниманием к строгости формы. Наполнена эта форма содержанием одновременно и вечным (потому что для поэта мир меняется, но сердце всегда неизменно), и остроактуальным для ХХ века – века подмен и иллюзий, которые человек принимает за реальность. Искусство для Анненского не нуждалось в оправдании своего бытия, но сверхзадача поэта, по его убеждению, состояла в том, чтобы, взглянув ужасу в лицо, написать о нем, "оплакать поразившее его страдание" 47 и силой своего идеала возвысить человека.

Список литературы

1 Родина Т. А. Блок и русский театр нач. XX в. М., 1972. С. 28

2 Бабичева Ю. В. Эволюция жанров русской драмы XIX - нач. ХХ вв.: Учебное пособие к спецкурсу. Вологда, 1982. С. 43

3 Родина Т. Указ.соч. С. 43

4 См.: Федоров А. Ин. Анненский . Л., 1984

5 См.: Хрусталева О. Эволюция героя в драматургии Анненского // Русский театр и драматургия эпохи революции 1905-1907 гг.: Сб. научных трудов. 1987. Л., 1987

6 См.: Родина Т. О русских символистах // Театральная жизнь. 1992. N 2

7 См. Мандельштам О. Ин. Анненский. "Фамира-кифаред" // Мандельштам О. Слово и культура . М., 1987

8 См.: Иванов Вяч. О поэзии Ин. Анненского // Родное и вселенское. М., 1994

9 См.: Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990

10 Корецкая И. Вяч. Иванов и И. Анненский // Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М., 1995. С. 137

11 Блок А. [Предисловие к сборнику "Лирические драмы"] // Блок А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1981. Т. З. С. 383

12 Блок А. [Предисловие к сборнику "Лирические драмы"] // Блок А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1981. Т. З. С. 384

13 Анненский И. А. И. Майков и значение его поэзии // Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 283

14 Анненский И. О современном лиризме // Указ. ст. С. 333-334

15 Топуридзе Е. М. Человек в античной трагедии. Тбилиси, 1984. С. 90- 91

16 Аристотель. Поэтика. М., 1957. С. 60

17 Ахутин А. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Ахутин А. Тяжба о бытии. М., 1997. С. 118

18 Ахутин А. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Ахутин А. Тяжба о бытии. М., 1997. С. 118

19 Ахутин А. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Ахутин А. Тяжба о бытии. М., 1997. С. 118

20 Ахутин А. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия // Ахутин А. Тяжба о бытии. М., 1997. С. 120

21 Ахутин А. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия. С. 125

22 Ахутин А. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия. С. 125

23 Анненский И. Меланиппа-философ // Анненский И. Стихотворения и трагедии . М., 1990. С. 325

24 См.: Анненский И. Вместо предисловия. Царь Иксион // Анненский И. Стихотворения… С. 349

25 Анненский И. Меланиппа-философ, // Стихотворения… С. 344

26 Аверинцев С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность" (два творческих принципа) // Вопр. литературы. 1971. N 8 . С. 55

27 Аверинцев С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность" (два творческих принципа) // Вопр. литературы. 1971. N 8 . С. 55

28 Анненский И. Бальмонт-лирик // Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 102

29 Анненский И. Драма на дне. // Указ.соч. С. 72

30 Анненский И. Господин Прохарчин // Анненский И. Книги отражений. С. 30

31 Анненский И. Лаодамия // Стихотворения... С. 473

32 Анненский И. Бальмонт-лирик // Анненский И. Книги отражений. С. 102

33 Такой тип символизма Вяч. Иванов назвал "ассоциативным" в статье "О поэзии Ин. Анненского" (1910)

34 Гинзбург Л. Вещный мир // Л. Гинзбург. О лирике. Л., 1974. С. 315

35 Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. М., 1960. С. 114

36 Анненский И. Фамира-кифаред // Стихотворения... С. 501

37 Об антиномии дионисийского и аполлонического начала см.: Вакханки: Трагедия Еврипида: Три экскурса для освещения трагедии со стороны литературной, мифологической и психологической Ин. Анненского. Спб, 1894

38 Анненский И. Фамира -кифаред. С. 523

39 Анненский И. Художественный идеализм Гоголя // Анненский И. Книги отражений. С. 217

40 Небольсин А. Р. Поэзия пошлости // Человек. 1993. N 6. С. 178

41 Античная музыкальная эстетика. С. 108-109

42 Античная музыкальная эстетика. С. 108-109

43 Анненский И. Бальмонт-лирик // Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 102

44 Мандельштам О. И. Анненский Фамира -Кифаред // Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. С. 250

45 Волошин М. Лики творчества. Л., 1988. С. 115

46 Хрусталева О. Эволюция героя в драматургии Анненского. С. 72

47 Анненский И. Речь о Достоевском // Анненский И. Книги отражений. С. 234