Смекни!
smekni.com

Традиционное и новое в «Записке о жизни Ивана Неронова» (стр. 3 из 3)

[ix] О соотнесенности Аввакума в его «Житии» с Иисусом Христом см.: Hunt Р. The Autobioraphy of the Archpriest Avvakum: Structure and Function // Ricerche Slavistiche. 1975—1976. Vol. XXII—XXIII. P. 158, 164—168ff. О поэтике цитат в «Житии» Аввакума см.: Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1900. С. 301; Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем жития протопопа Аввакума (1921) // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 9-10; Герасимова Н.М. О поэтике цитат в «Житии» протопопа Аввакума // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 314-318.

[x] Ср., например, перечень цитат из Свяшенного Писания в автоагиобиографии Аввакума, приведенный в статье: Виноградов В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем жития протопопа Аввакума.

[xi] Кирилл Скифопольский называет Савву: «земный аггелъ и небесный человѣкъ Сава» («Житие святаго отьца нашего и наставника пустыннаго Савы Освященнаго. Списано бысть Кирилом монахом» // Великие Минеи Четии. Декабрь, дни 1—5. М., 1901. Стб. 515). Именование Феодосия Печерского — «по истинѣ земльныи анг[е]лъ и н[е]б[е]сныи ч[е]л[о]в[ѣ]къ» (Успенский сборник XII—XIII вв / Изд. подгот. О.А. Князевская, В.Г. Демьянов, М.В. Ляпон. М., 1971.). Эта же агиографическая формула встречается в другом житийном тексте, созданном примерно в одно время с «Житием Феодосия…», — в «Сказании о Борисе и Глебе»: «вы убо небесньная чловѣка еста, земльная ангела» (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Приготовил к печати Д.И. Абрамович. [Памятники древнерусской литературы. Вып. 2]. Пг., 1916. С. 49—50).

[xii] Ср. в славянском переводе жития: «егда же случашеся емu играти с единоверстными ему отроки. и се смотрениемъ Б[о]жиимъ бываше. въсхищьше убо его отроци они в пещеру нѣку идяху. и не поставляху сего царя или воеводu или жениха творяху, aко же нѣкаа многа дѣтемъ обычна суть; но игумена и законоположителя житию иночьскому предлагаху. и бѣша оубо дѣти тому повинующеся. <…> всяко же предпоказоваше его Б[ог]ъ старѣишину и предстателя многимъ» (текст жития цитируется по списку Соборника Нила Сорского: Лённгрен Т.П. Соборник Нила Сорского. М., 2000. Ч. 1. С. 272-273, л. 139 об.).

[xiii] См. об этом, в частности, в моей статье «Автобиографические повествования в русской литературе второй половины XVI—XVII вв. (Повесть Мартирия Зеленецкого, Записка Елеазара Анзерского, Жития Аввакума и Епифания): проблема жанра» (Ранчин А.М. Вертоград златословный: Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. (Новое литературное обозрение. Научное приложение. Вып. 60.) М., 2007).

[xiv] Ср. характеристику визионерства Епифания в кн.: Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. М., 1963. С. 72-73.