Смекни!
smekni.com

Роль психологической мотивировки в развитии сюжета (С.Крейн. “Его новые варежки”) (стр. 2 из 2)

Крейн точно передает психологический момент молниеносной смены настроений ребенка: Хорас полон решимости, Хорас близок к капитуляции, Хорас осознает тяжесть и безвыходность своего положения и плачет, Хорас рисует в голове “сцены смертельного возмездия”, Хорас понял, что “испытанная уловка” его обманула, и чувствует “высшую степень отвращения к жизни, миру, матери” (286-287). Картины страшной мести сменяют одна другую, мальчик уверен, что мать виновата в его бедах, и это ощущение вины не должно покидать ее до смерти, а он решает бежать.

Огромную роль в новелле играет мотив возмездия. Жестокость детей, желающих самоутвердиться, показать взрослым свою силу, общеизвестна. Писатель точно, шаг за шагом, передает этапы движения детской мысли и богатого воображения. Рыдающая мать “падает к его ногам”, она умоляет его о “милосердии”. Но Хорас ее не простит, ибо “ее несправедливость обратила в камень его некогда нежное сердце” (286). С “радостью”, “торжеством” и “злорадством” мальчик наблюдает суматоху в доме. А немного спустя, замерзший и голодный, он преисполнен жалости к самому себе, но отказаться от своего “принципа”, нарушить “не совсем ясно сформулированный кодекс” (289) не может. “При отсутствии традиционного психологического анализа выстроенные в систему обстоятельства становятся знаками переживаний героя. Каждое из них, попадая в сферу авторского внимания, воплощает какое-то единичное переживание. Складываясь вместе, они создают образ внутреннего состояния души” [6]. Повторяющиеся элементы сюжетно-композиционного единства подчас приобретают многозначный подтекст, тяготеющий к символу. Таким символом, по нашему мнению, в “Его новых варежках” является кодекс мальчишеской чести (неназванный, но подразумеваемый в начале новеллы и названный, но “не совсем ясно сформулированный” в конце). Именно этот непонятный, но суровый закон обуславливает душевный переворот Хораса, для остальных действующих лиц все остается неизменным.

Многие исследователи крейновского творчества считают, что Стивен Крейн многому научился у Льва Толстого. Это касается психологических, военных и других произведений писателя. С этим трудно не согласиться. И все-таки различия в ведении психологического повествования очевидны. Если Л.Толстой объясняет, анализирует человеческие действия, мысли, слова, то Крейн не дает разбора ощущений и переживаний, а предлагает их читателю в сложном многообразии и без авторских оценок.

Список литературы

1. Crane St. The Portable Crane. Univ. of South Carolina, 1977. P.475.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.11.

3. Крейн С. Алый знак доблести. Рассказы. М.; Л., 1962. С.279. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте, страницы указываются в скобках.

4. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология художественной формы. М., 1970. С.109.

5. Crane St. The Portable Crane. P.478.

6. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982. C.73.