15 Произведения, письма и дневники Герцена здесь и далее цитируются нами по: Герцен А.И. Сочинения: В9 т. М., 1955-1958. После цитаты в скобках указывается номер тома и страницы.
16 См.: Савинков С. В. Антропология А.И.Герцена...
17 Цит. по: Зеньковский В. В. Указ. соч. С. 84-85. По поводу тех же высказываний Герцена З. В. Смирнова пишет: "Новое в герценовской мысли в вятский период в том, что идея борьбы "эгоизма" и "любви" становится у него ключевой идеей (курсив автора. - Е.С.) в понимании человека и человечества, а трактовка этой борьбы оказывается проникнутой религиозно-мистическими мотивами" (см.: Смирнова З. В. Указ. соч. С. 23).
18 Зеньковский В. В. Указ соч. С. 84. См. письма Герцена Н. И. Сазонову и Н. Х. Кетчеру (9, 265-266).
19 См.: Шпет Г. Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921. С. 4.
20 Зеньковский В. В. Указ соч. С. 93.
21 Шпет Г. Указ соч. С. 46,47.
24 Веневитинов Д. В. Анаксагор: (Беседа Платона) // Русская философия первой половины ХIX века: Хрестоматия / Сост. Б. В. Емельянов. Свердловск, 1987. С. 63.
25 См.: Якушкин И. Д. Что такое жизнь? // Русская философия первой половины XIX века. С. 105-112; Станкевич Н. В. Моя метафизика // Там ж Е.С. 195-199.
26 См.: Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л., 1982. С. 69-77.
27 См.: Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Вопросы философии. 1996. № 9. С. 108.
28 Потрясающей параллелью этому высказыванию Герцена служит одно из самых знаменитых в последующей русской мысли "выступление" "подпольного человека" - героя повести Ф. М. Достоевского "Записки из подполья": "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить" ( Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 5. Л,. 1973. С. 173). Разумеется, позиция "подпольного" прямо противоположна герценовской: он именно "бранится" с миром. Однако утверждение человеческого "своеволия", не только этический, но и исторический персонализм, отстаивание свободы личности в ситуации любого вторжения со стороны в ее сознание и волю - эти и многие другие моменты являются, несомненно, общими для философских позиций Герцена и Достоевского. Не случайно современный итальянский ученый вновь ставит проблему "Герцен и Достоевский", - при учете того, что двигались они "в разных направлениях" (см.: Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении. С. 108).
29 Зеньковский В. В. Указ соч. С. 96.
30 О принципиальном антидогматизме Герцена, наряду с "осознанным скептицизмом" как методологическим принципом его мышления, см.: Володин А. И. Об историософии Герцена [Роберт Оуэн] // Вопросы философии. 1996. № 9. С. 82-89.
31 Гончаров И. А. Очерки. Статьи. Письма. Воспоминания современников. М., 1986. С. 374.
32 См. об этом: Манн Ю. В. Философия и поэтика "натуральной школы". С. 246-257; Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. С. 78-97.
33 Гончаров И. А. Указ соч, С. 384.
34 Гончаров И. А. Указ соч, С. 328.
35 Гончаров И. А. Указ соч, С. 320.
36 Здесь и далее цит. по: Гончаров И. А. Обыкновенная история. Свердловск, 1982. В тексте в скобках указываются страницы.
37 Здесь и далее цит, по: Гончаров И. А. Обломов. Л., 1987. (сер. Лит. памятники). В тексте в скобках указываются страницы.
38 Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда // Гончаров И. А. Указ соч. С. 303.
39 Время Обломова определяется календарем и бытовой организацией хозяйства Пшеницыной; год, два или три протекает его жизнь на Выборгской стороне в четвертой части романа, установить трудно, ибо это не суть важно. Наиболее заметные события здесь - даже не афера "братца" по ограблению Обломова, раскрытая Штольцем, а удар, хвативший Илью Ильича, да наличие у него к последнему приезду Штольца "какого-то ребенка лет трех" (370). Как и в "Сне Обломова", на Выборгской стороне господствует идиллический хронотоп, хотя и в меньшей степени (см. об этом: Отрадин М. В. "Сон Обломова" как художественное целое: (Некоторые предварительные замечания) // Русская литература. 1992. № 1. С. 3-17). В семье Штольца годы отмеряются четко. Об их количестве также не сообщается, но эта пара успевает прожить и пережить в чисто количественном отношении гораздо больше разнообразных происшествий, чем Обломов и Пшеницына. Их время носит иной, прогрессивно устремленный вперед темпоритм. Ср. наблюдения В. Набокова над разрывом времени у персонажей романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина" (См.: Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996. С. 273-279).
40 Об этих составляющих образа Обломова см., например: Орнатская Т. И. "Обломок" ли Илья Ильич Обломов?: (К истории интерпретации фамилии героя) // Русская литература. 1991. № 4. С. 229-230; Отрадин М. В. "Сон Обломова" как художественное целое: (Некоторые предварительные замечания) // Русская литература. 1992. № 1 С. 3-17; Мельник В. И. Философские мотивы в романе Гончарова "Обломов": (К вопросу о соотношении "социального" и "нравственного" в романе) // Русская литература. 1982. № 3. С. 81-99.
41 "Конфликт романа - это столкновение статуи с машиной. Первая - прекрасна, вторая - функциональна. Одна стоит, другая движется (под статуей имеется в виду Обломов, под машинами - Штольц и Ольга. - Е.С.)" - Вайль П., Генис А. Родная речь. М., 1995. С. 123. Этим же авторам принадлежит и замечание о календарном цикле времени Обломова (Там ж Е.С. 120).
42 Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда. С. 334.
43 Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда. С. 335.
44 Нам представляется неважным общепринятый "язык" цветов, употребляемых героями романа, например, то, что ландыш означал скрытую любовь, а обыкновенная (не белая!) сирень выражала формулу "мое сердце принадлежит тебе", ибо все цветы получают локальное символическое наполнение в конкретной истории любви Обломова и Ольги, где они "сцепляются" со стадиями ее развития, подъема или внешнего затухания. Иначе говоря, цветы важны как соответствующие знаки природного календаря чувства, в их естественном, прямом значении.
45 В. Кантор ставит Ольгу в один ряд с "Пречистой девой", духоводительницей мира, и называет ее "русской Беатриче", от которой Обломов уходит к "русской Гретхен" - Агафье Матвеевне. См.: Кантор В. Долгий навык к сну: (Размышления о романе И. А. Гончарова "Обломов") // Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 149-185.
46 Чернышевский Н. Г. Указ. соч. С. 185.
47 См. об этом: Мельник В. И. И. А. Гончаров в полемике с этикой позитивизма: (К постановке вопроса) // Русская литература. 1990. № 1. С. 34-45.