Весьма важным представляется право граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Это очень важное проявление свободы личности, и в странах СНГ это еще далекая мечта, потому что в большинстве из них существует институт прописки, ограничивающий право передвижения. С этим институтом хотя и борются (хотя бы конституционные суды), но на практике они могут заменяться институтом регистрации и т.п. На Западе никаких прописок не существует, и такое положение закрепляется конституциями. Например, ст.19 Испании гласит, что испанцы имеют право свободно избирать место жительства и право свободного передвижения по национальной территории. Аналогичные нормы есть и в других конституциях. Например, в конституции Италии в ст.16 говорится примерно то же самое.
Очень важным моментом, который необходимо упомянуть – правовые гарантии личных прав и свобод. Эти гарантии бывают уголовно–правовыми, уголовно–процессуальными, административно–процессуальными, но, проще всего, их обозначить как право на судебную защиту личных прав и свобод. Право на справедливое судебное разбирательство и право на обращение в суд зафиксировано еще в первых поправках к конституции США. Например, 6–я поправка содержит важнейшие права обвиняемого в уголовном процессе, т.е. право на скорый и публичный суд беспристрастными присяжными того штата и округа, где совершено преступление.
Право на информацию о характере и причине обвинения, право на очную ставку со свидетелями, право на принудительный привод свидетеля, право на помощь защитника, т.е. личные права обеспечиваются очень конкретным перечнем возможных действий, которые вправе применить лицо, чтобы уберечь свою неприкосновенность, защитить свои права. В данном случае это очень важно, потому что, с одной стороны, обвинения предъявляет государство в виде органов подавления, и одновременно государство осуществляет гарантии, которые сдерживают эти органы. Если эти гарантии не соблюдаются, то человек имеет право апеллировать к высшей справедливости. Это означает, что в большинстве случаев при нарушении этих основных гарантий лицо будет оправдано и освобождено из–под обвинений и из–под стражи. Например, известен случай, который в американском конституционном праве называется «правилом Миранды». Это правило получило свое название по фамилии подозреваемого, который был задержан в 1966 году. Эрнесто Миранда был обвинен в похищении и изнасиловании. После задержания Миранда признался в совершении этих преступлений, однако он не был предупрежден о праве, согласно 5–й поправке конституции США, не свидетельствовать против себя. Он не был также предупрежден о праве, согласно 6–й поправке, иметь защитника. Через некоторое время Миранда заявил, что он был обманут полицией, что он давал свои показания, находясь в испуганном положении, не осознавая, что он говорит. Он заявил, что поскольку он свидетельствовал сам против себя и не имел юридической помощи, он отказывается от своего признания. Это дело рассматривалось Верховным Судом, аргументы Миранды были признаны достаточно вескими, и он был освобожден, несмотря на вполне очевидную и ранее им признанную виновность. Кстати, с тех пор «правило Миранды» стало обязательным для всех полицейских, и при задержании они непременно произносят ритуальную фразу о том, что арестовываемый имеет право хранить молчание, имеет право иметь защитника и т.д. Без этих слов задержанный будет освобожден, поскольку нарушены его права. Читатели, очевидно, часто видели в полицейских боевиках, как «коп» (полисмен), надевая наручники задержанному, произносит: «Вы имеете право не отвечать на вопросы, иметь защитника» и т.д. Это и есть «правило Миранды».
В категорию личных прав и свобод включают такие права и свободы, как свобода совести, свобода мысли. Это несколько абстрактно сформулированные свободы. Свобода мысли – это свобода, прежде всего, от контроля за сознанием человека, это право человека самому решать, каких взглядов ему придерживаться, что думать, во что верить, во что не верить, какие ценности уважать. Очень важно право свободно выражать свои мысли, хотя это право ближе политическим правам. Свобода мысли, конечно, вещь абстрактная, поскольку мышление происходит в голове человека. Свобода мысли может быть даже в тюрьме самого тоталитарного государства. Поэтому без свободы выражения этих мыслей – это лишь красивые слова.
Свобода совести и свобода вероисповедания – очень близкие понятия. Под свободой совести понимают право исповедывать любую религию либо право не исповедывать никакой, придерживаться атеистических взглядов. Свобода вероисповедания – это свобода исповедывать религию. Во многих зарубежных странах говорится больше о свободе вероисповедания, хотя современные конституции признают и безбожие. В некоторых государствах какой–либо одной из религий придается больший вес, большее значение, чем другим. Например, в республике Болгария в ст.13 конституции говорится, что традиционной религией в Болгарии является восточно–православное вероисповедание. Говорится о господствующей религии в конституции Греции. Мы полагаем, что если, несмотря на такие юридические предпочтения, в стране существует полное равноправие всех конфессий, то это не основание для заявлений, что в государстве нарушаются права и свободы личности в этой сфере. Во многих государствах в конституциях просто фиксируется, что церковь и государство не вмешиваются в права друг друга, говорится, что государство и церковь разделены; закрепляется, что школа и церковь не вмешиваются в дела друг друга. Обычно этого достаточно для гарантии невмешательства либо государства в дела в церкви, либо церкви в дела государства. Такой нейтралитет в конце XX века представляется самым нормальным и положительным явлением.
Говоря о политических правах и свободах, в XIX веке и примерно до середины XX века имели в виду право избирать и быть избранным. Практически все политические права сводились к избирательным правам. Это вполне справедливо, потому что для абсолютного большинства граждан главным политическим правом является право один раз в два, три, четыре года прийти на избирательные участки и выбрать достойных представителей, чтобы они потом представляли его интересы, защищали его права в парламенте, в местных органах власти. Это всегда было очень ценное право, и всеобщим оно стало сравнительно недавно. Первоначально избирательное право было цензовым. Оно ограничивалось требованием наличия определенного имущества, суммами доходов, налогов. Женщины исключались из числа избирателей и т.д. Короче говоря, избирательное право прошло довольно долгую эволюцию, и прежде, чем было дополнено еще рядом других политических прав, оно как бы олицетворяло все возможные политические права и свободы.
Избирательное право делят на активное избирательное право (иногда его называют общим избирательным правом) и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право – это право избирать своих представителей в органы власти или самоуправления, право избирать президента, а в некоторых случаях – премьер–министра.
Пассивное избирательное право – это право быть избранным в выборные органы государства либо органы самоуправления. Это право выдвигать свою кандидатуру либо давать свое согласие на выдвижение.
В большинстве стран мира избирательным правом обладают все взрослые граждане, достигшие определенного возраста (18, 20, 21 год). В некоторых же странах, например, в странах Ближнего Востока, еще до сих пор не обладают избирательным правом женщины (Кувейт). Кстати, и в Европе есть одна страна, в которой женщины не обладают избирательным правом – княжество Лихтенштейн.
Важным политическим правом является право на объединение в общественные организации. Иначе его называют свобода союзов и ассоциаций. Право граждан на создание союзов и ассоциаций подразумевает и право на создание политических партий, потому что под союзами и ассоциациями в большинстве стран понимают любые объединения граждан – как политического характера, так и неполитического. Число различных политических партий, союзов, ассоциаций в высокоразвитых странах очень велико. Естественно, не все из них принимают участие в реальной политической жизни. Но в данном случае для граждан важно вообще право объединиться со своими единомышленниками. Нужно сказать, что в большинстве стран для такого объединения не требуется каких–то специальных условий – скажем, минимума членов (иногда союз могут составить хоть 3 человека). Совсем не обязательно получать разрешение где–нибудь в министерстве юстиции. Достаточно направить извещение о том, что создана общественная группа, и получить ответ о получении письма. Другое дело, что в некоторых случаях потребуются некоторые дополнительные действия, например, для открытия счета в банке. Здесь потребуются более сложные юридические процедуры, поскольку это будут операции с деньгами, а для этого нужны определенные гарантии, чтобы в случае необходимости государство могло проконтролировать финансовые стороны работы этой организации, партии, возможно, взыскать налоги, оказать финансовую помощь и т.д. К этому праву примыкает право образовывать профессиональные союзы.
Профессиональные союзы – это объединение работников с целью борьбы за свои права, с целью противостояния работодателю. Профессиональные союзы, как правило, также достаточно просто регистрируются, какого–то специального разрешения не требуется, но при проведении финансовых операций также нужны гарантии подписи, заполнение определенных форм и т.д.
Праву на объединения в союзы и ассоциации посвящены статьи ряда современных конституций. Например, ст.39 конституции Италии, ст.23 конституции Греции, часть 2 ст.37 конституции Испании и ряд других. В некоторых случаях требуется, чтобы внутренняя организация партии или общественного объединения была построена по демократическим принципам. Государство требует, чтобы демократия была не только в рамках государства, но и внутри тех организаций, которые создаются в этом государстве. Подразумевается необходимость выборности руководящих органов, их периодическая отчетность, открытость документов и т.д. Полагаем, что это является справедливым, потому что без выполнения таких обязательств и правил, возможно нарушение прав граждан, а государство заботится о правах граждан во всех сферах, в том числе и в сфере деятельности общественных объединений.