Смекни!
smekni.com

«Она была одним из благодетельных существ для души моей» (О переписке Н.М. Карамзина с Великой Княгиней Екатериной Павловной) (стр. 4 из 4)

чем их простая сумма. О том, что хорошим людям нужно объединиться, Карамзин писал еще в 1803 г.: «На свете есть только одна хорошая партия: друзей человечества и добра» [1, c. 356]. Сложившиеся впоследствии дружеские отношения с Екатериной Павловной позволяли ему верить, что такая партия возможна. Дружба рассматривалась им как долг и добродетель. Долг подданного неотделим был от живого чувства привязанности и искренней любви. Именно она побудила его к созданию «Записки о древней и новой России», подвигла к самой необходимости влиять на царя во имя принятия мудрых решений. Пережитые вместе с нею испытания войны 1812 года13, судьба России и судьба Наполеона утвердили Карамзина в «неизменности законов высшей справедливости», которым «нельзя противоречить без наказания», он готов был поверить что «небо помирилось с бедным человечеством». Вместе с великой княгиней он утешался надеждами на светлое будущее, на «доброе управление» в России, чье «тело еще очень здоровое и крепкое: надобно только помочь природе простыми лекарствами, извлеченными из местных растений, а не экзотических – и все пойдет хорошо». «Времена, в которые мы живем, - писала Екатерина Павловна историографу, - заслуживают быть описанными вашим пером» [3, с. 117].

От августейшей корреспондентки Карамзина исходило ощущение счастья, которым ее «прекрасная душа» наслаждалась в настоящем и в предвкушении будущего. Казалось, столь желанный «нежный союз чувств и всеобщее благоденствие» уже наступают.

Вместе с тем в карамзинских письмах звучали и совсем другие мотивы, его «любимые парадоксы» (Пушкин). Он признавался, что почти не пишет историю, что не постигает истины бытия и надеется прозреть лишь в лучшем мире, что лишь страдания делают нас достойными божественной любви. Эти мысли, высказанные Карамзиным в письмах к той, кого он называл, сообщая о ее смерти И.И. Дмитриеву, «благодетельным существом» для души своей [6, с. 255], получили развитие, укрепились в более поздние годы и привели в конечном счете к отказу от работы над «Историей государства Российского» и к упованию на пробуждение от сна жизни.

После кончины Екатерины Павловны (1818 г.) Карамзин постепенно устраняется от вмешательства в государственные дела14 и, в конце 13 13 ноября 1812 г. великая княгиня писала Карамзину по-русски (!): «Все мы терпим по одной причине, мы терпим за мать, за славную Россию, но можем ею гордиться и гордо скажем порабощенным иноземцам: вы собрались со всех краев света, пришли с огнем и мечом, но мы, обращая грады наши в пепел, предпочли разорение их осквернению, и сим дали вам великий пример; славная наша столица погибла, мы не колебнулись: вы ожидали мира, нет, мы вам готовим смерть, на ваших могилах восстанут грады наши, яко на славнейшем подножии» [4, c. 105]. 14 В 1821 г. Карамзин составил еще один альбом с выписками для императрицы Елизаветы Алексеевны, где вновь привел мысли европейских философов о государстве и самодержа-© Сапченко Л.А., 2013 / статья размещена на сайте: 13.02.13 ISSN 2224-0209 Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – №1 14 русс кая филолог ия концов, отказывается быть не только наставником царя, но и историографом.

Рассмотренные здесь документы отражают духовно-нравственные и морально-политические идеалы великих людей России, и то же время передают потребность российского историографа в понимающем собеседнике, близком человеке, связанном с ним и чувством дружбы, и ответственностью за судьбы отечества.

Исследовательское прочтение карамзинских писем дает возможность увидеть те значительные изменения, которые произошли за годы длительной переписки в мировосприятии российского историографа, по-новому осмыслить его духовно-нравственную личность.

Переписку Карамзина с Екатериной Павловной можно рассматривать как знак единодушия корреспондентов в области политической истории и нравственной философии. Кроме того, существование Альбома, равно как и «Записки о древней и новой России» показывает, что изучение писем Карамзина в аспекте адресации должно быть дополнено тщательным исследованием исторического и литературного контекста не только как источника комментирования, но как ключа к пониманию мировоззренческой позиции писателя и человека. И наоборот, внимательное прочтение переписки двух неординарных корреспондентов может способствовать прояснению самого внутреннего состояния русского общества в один из наиболее политически напряженных и драматических моментов российской истории.

Список литературы

1. Вестник Европы. – 1803. – Ч. 9.

2. Детское чтение для сердца и разума. – 1787. – Ч. XII.

3. Карамзин Н.М. Неизданные сочинения и переписка. – Ч. 1. – СПб., 1866.

4. Карамзин Н.М. О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // Николай Карамзин [Сборник]. – М., 1998.

5. Карамзин Н.М. Письма к брату В.М. Карамзину (1799-1826) // Атеней. – 1858. – № 23.

6. Карамзин Н.М. Письма И.И. Дмитриеву. – СПб., 1866.

7. Лыжин Н. Альбом Н.М. Карамзина // Летописи русской литературы и древности. Т. 1-5. Т. 1. Кн. II. – М., 1859.

8. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17 т. Т. 12. – М.: Воскресенье, 1994.

9. Русская старина. – 1898. – № 10.

10. Лотман Ю.М. «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Карамзина – памятник русской публицистики начала XIX века // Лотман Ю.М. Карамзин. Сотворение Карамзина. Статьи и исследования 1957–1990. Заметки и рецензии. – СПб., 1997.

11. Погодин М.П. Н.М. Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Материалы для биографии с примечаниями и объяснениями. Ч. 1-2. – М., 1866.