Основное содержание всех трех "романов" лирической героини, можно выразить следующим образом, если выбрать из каждого по две главныx строки:
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.
И вот пишу, как прежде, без помарок,
Мои стихи в сожженную тетрадь.
Размещение текстовых элементов отвечает, в каждом случае, третьей схеме, текстовый смысл которой такой: я тоскую в ожидании возлюбленного: когда же ты придешь (или почему не пришел) ко мне? Внутритекстовый смысл этой схемы иной: я пишу стихи, и ничего другого для меня не существует. Я востребована для "священной жертвы", поэтому vade retro, profani (отойдите, непосвященные).
Постоянное несовпадение текстового и внутритекстового контекстов – отличительная особенность поэзии Ахматовой. Эта особенность и придает ее произведениям "странность" и "загадочность", заставляет искать в них скрытые смыслы и стимулирует поиски "тайного кода". Источник "странности" – внутренний мир автора, "райский сад" ее души, воплощенный в поэтическом мире.
Можно сказать, что у семантического метра как абстрактно мыслимой ритмической конструкции имеется только один общий смысл – поэтическое творчество. В комбинативном наборе ритмических вариантов он разделяется на частные, которые предстают во внутритекстовом контексте как эпизоды священной истории (изгнание из рая, томление о рае и т.п.). Разнообразие способов текстового представления этих эпизодов создает разнообразие конкретных ситуаций.
В текстовом контексте это разнообразие можно классифицировать по темам и сюжетам, объединяя соответствующие произведения в группы любовной, гражданской, пейзажной лирики и т.п. Во внутритекстовом контексте основой классификации служит набор ритмических вариантов. В зависимости от родовой формы воплощения третьего действующего лица (огонь, цветы или стихи) разнообразие произведений подразделяется на три соответствующих "романа". В каждом из них родовая форма получает различные видовые воплощения. Формы воплощения огня – свеча, cолнце, лампа, луна и т.п., цветов – ботанические виды растений, стихов – творимые формы слова (молитва, песня, стих).
Конкретные ситуации в пределах одной ритмической формы различаются по масштабу действия (камерному или глобальному), природе границы, разделяющей внутритекстовое пространство и время, и ряду других подобных признаков. Главным из них с ритмической точки зрения является подразумеваемое направление трансформации метрической схемы, позволяющее выделить семантический размер произведения.
Внутритекстовые семантические размеры отдельных произведений представляют собой, как правило, монометрические многостопники, а текстовые – полиметрические двух- и трехстопники. Семантические размеры создают еще одно направление ритмической изменчивости, в котором именно повтор служит приемом увеличения семантического разнообразия.
Анализ имеющегося разнообразия ситуаций показывает, что реализуется вся потенциально возможная комбинаторика размещения схемных элементов, но чаще всего встречается одна и та же метрическая схема – третья, передающая наиболее значимый для автора личностный смысл:
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Муза (1924)
В свете вышеизложенного основная идея нашей работы – семантическая ритмика ахматовского стиха как порождающая основа ее поэтического мира – кажется тривиальной. Субъективные ощущения семантической ритмики можно выразить и другими способами. Но благодаря метризации формализации появляется возможность "измерения" этих ощущений, что закладывает основу для конструктивной критики.
1 См.: Гаспаров М.Л. "Тучки небесные, вечные странники": Семантический ореол неудачливого стихотворного размера // Литература и искусство в системе культуры. Л., 1988.
2 Заголовок в первой редакции, в последующих – без названия.
3 Мандельштам Н. Я. Об Анне Ахматовой // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. С. 306–307.
4 Мандельштам Н. Я. Об Анне Ахматовой // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. С. 310.
5 Анненский И. Ф. Стихотворения. М., 1987. С. 225.
6 Анненский И. Ф. Стихотворения. М., 1987. С. 227.