Государство, как и большинство терминов конституционного права, понятие многозначное. В обычном понимании государство – это страна, это тот мир, в котором мы живем, мир вокруг нашей деревни, города, области. Вообще, такое понимание существует в большинстве языков: государство – это территория, на которой мы живем. Но одновременно это и организация, которая нами управляет – издает законы, печатает деньги, призывает в армию, наказывает преступников и т.д.
Таким образом, государство можно определить, как организацию, регулирующую социальную жизнь и использующую для этого свою суверенную власть в интересах большинства людей.
Термин «государство» может относиться к западному пониманию слова «нация» (например, Организация Объединенных наций – это мировая организация государств) или к конкретному правительственному органу.
Безусловно, для конституционного права наиболее близким и точным определением будет понимание государства, как совокупности органов, управляющих делами общества и регулирующих права, свободы и обязанности граждан.
В зарубежных конституция термин «государство» не раскрывается, а применяется в разных значениях, которые можно понимать в зависимости от контекста. Но в любом случае это будет один из названных вариантов.
Так, ряд статей конституции Греции (1975 г.) закрепляет следующие понятия: «Спорт находится под защитой и высшим покровительством государства» (ст.16 п.9), «Собственность находится под защитой государства» (ст.17 п.1), «Государство заботится о здоровье граждан и принимает специальные меры для помощи неимущим» (ст. 21 п.3) и т.д. – здесь как раз государство понимается, как организация, регулирующая социальную жизнь граждан. Часть III той же конституции Греции называется «Организация и функции государства», Раздел А – «Устройство государства», Раздел В – «Президент Республики», Раздел С – «О палате депутатов», Раздел D – «О правительстве», Раздел E –
«О судебной власти», Раздел F – «Об администрации», то есть, в данном случае государство понимается как совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, которые управляют делами общества и регулируют права граждан.
Одновременно конституции могут применять термины, близкие к понятию «государство» – «правительство», «республика», «страна». Так, ст.30 п.1 греческой конституции закрепляет положение о том, что «Президент является арбитром институтов Республики», а ст.82 п.1 – «Правительство определяет и руководит общей политикой страны...».
В союзных (федеративных) конституциях употребляется термин «федерация». Например, «Федерация имеет исключительную законодательную компетенцию по таможенным делам и финансовым монополиям» (ст.105(1) Конституции ФРГ 1949 г.).
В любом случае, любое государство образовано (организовано) по определенным принципам и является ядром политической системы. Когда мы перечисляем элементы политической системы (политические партии, союзы и ассоциации, религиозные объединения), то при всей их важности и, так сказать, привычности для современного цивилизованного мира без этих элементов общество могло бы существовать, и все атрибуты человеческой цивилизации были бы сохранены. Ведь существовал мир древнего Вавилона или Египта без политических партий и общественных организаций. Правда, велика была роль религии (культов), что заставляет задуматься о ее имманентной функции для человеческого общества...
Главным признаком государства является государственная власть, т.е. возможность создавать (издавать) общеобязательные предписания. Общеобязательность обеспечивается как авторитетом власти, так и (главное!) способностью принуждать к исполнению этих предписаний и наказывать за их нарушение или несоблюдения (применять санкции, которые содержатся в нормах права).
Государство, как часто пишут, действует через систему органов государства. По нашему мнению, с конституционно–правовой точки зрения, государство – это и есть система специальных (государственных) органов, целью которых является реализация власти (т.е. регулирование социальных отношений).
Для понимания роли и задач государства государствоведением сформулирован ряд понятий, таких как: государственный механизм, государственный орган, государственный аппарат, государственное учреждение, государственное устройство, государственный строй и т.д.
Под государственным механизмом понимается основная принципиально важная для конкретного государства структура управления обществом. В абсолютной монархии – это монарх, его правительство, армия, полиция, то есть, власть и органы, реализующие и обеспечивающие ее. В современном государстве государственным механизмом обычно называют главные органы государственной власти – парламент, главу государства, правительство, судебные органы.
Государственный аппарат – это профессиональные государственные служащие, это часть государственного механизма; это люди, принимающие государственные (ответственные или не очень) решения и отвечающие за их исполнение. Это люди, обязанные обладать определенной квалификацией, получающие за свой труд немалые деньги и, как правило, имеющие некоторые привилегии (ранги, титулы, пособия, пенсии и пр.).
Государственный орган – это определенным образом организованная группа лиц (иногда органом называют одно должностное лицо, которое является как бы индивидуальным органом), действующая на основе права и наделенная правом принимать (издавать) общеобязательные (властные) решения.
Государственное учреждение – это также определенным образом организованная группа лиц, которая не имеет права принимать общеобязательные решения, а исполняет (реализует) решения государственных органов. Это, например, государственная почта, государственный телеграф, государственная школа, государственная пожарная служба, государственная служба охраны природы и даже – полиция.
Что касается армии, то нам представляется, что это не учреждение, а орган, т.к. армейские предписания – обязательный призыв на службу, на «сборы» и т.д. делают ее властным органом, а не мирным учреждением.
Понятие государственного устройства будет нами рассматриваться в соответствующей части книги, что касается понятия государственный строй, то это понятие близкое (почти адекватное) понятию конституционный строй, которое мы рассматривали выше.
Говоря о принципах организации и деятельности государства, мы можем вспомнить введенный большевиками термин «демократический централизм».
Он сначала относился к организации партии, а потом его стали применять по отношению к государству. На самом деле он ничего не обозначал, это была просто камуфляжная выдумка, маскирующая отсутствие реальной демократии. Его можно было назвать «централистический демократизм» или еще как–нибудь, но демократии от этого не прибавилось бы.
Нужно сказать, что и применительно к зарубежным государствам реальность некоторых принципов организации и деятельности государства и его органов вызывает некоторые сомнения. Например, принцип народного суверенитета, продекларированный в ряде конституций (ст.1 Конституции Италии: «Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах Конституции», ст.3 Конституции Франции: «Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума»).
В последнее время под принципами организации и деятельности понимают такие характеристики государства, которые закрепляются в преамбулах или начальных статьях конституции.
Так ст.1 Конституции Италии: «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде».
ст.2 Конституции Франции: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой».
ст.20(1) Конституции ФРГ: «Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством».
ст.1 Конституции Испании: «Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого является свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм».
Если обобщить указанные примеры, то можно выделить такие принципы как: демократизм, правовое государство, неделимость, светский характер, социальный характер или социальная справедливость, политический плюрализм, федерализм и пр. Безусловно, следует выделить такой принцип как разделение властей и дополняющий его принцип сдержек и противовесов, но они заслуживают отдельного рассмотрения и будут рассмотрены далее.
Принципы демократизма на практике означают реальное и регулярное осуществление двух форм демократии – представительной и непосредственной.
Представительная демократия – это деятельность избранных народом представителей, прежде всего, депутатов парламента.
Непосредственная (прямая) демократия – это способ принятия государственно важных решений непосредственно граждан без помощи кого–либо, т.е. это, прежде всего, общенациональные и местные референдумы, различные собрания (сходы) и т.д.
Демократичность государства характеризуется также и тем, что граждане имеют возможность иными способами влиять на принятие государственных решений. Это – возможность образовывать группы и комитеты заинтересованных граждан, составлять и подписывать петиции, устраивать шествия и демонстрации и т.д.
Демократическим государством может считаться государство с демократической политико–правовой культурой, когда граждане могут требовать изменений законов, но пока эти законы действуют, для всех это незыблемый и абсолютный авторитет.
В литературе приводится пример из конституции (Основного закона) ФРГ, согласно ст.20 п.3 «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом». Даже парламент (законодатель) не вправе вносить такие изменения в конституцию, которые могут затронуть абсолютные права и ценности – например, не допускаются изменения Основного Закона, затрагивающие разделение Федерации на земли (...) или основные принципы, установленные статьями 1 и 20, т.е. уважение и защита человеческого достоинства как обязанность государственной власти; признание неприкосновенных и неотчуждаемых прав человека как основу всякого человеческого общества и пр.