Смекни!
smekni.com

Политические партии и партийные системы зарубежных стран (стр. 3 из 4)

Интересна классификация, которая приводится рядом ученых – это деление партий на правительственные и оппозиционные. По мнению многих западных ученых, правительственные партии – это партии, которые являются как бы вспомогательными механизмами государственных органов. Они, как правило, консервативного направления, а оппозиционными принято считать партии более радикального типа, партии, которые стремятся вытеснить правительство и занять его место. Деление на радикальные и консервативные можно считать достаточно условным, иногда партии в ряде стран меняются местами, и после итогов одних выборов правительственная партия внезапно становится оппозиционной и наоборот.

Есть разделение западных партий на партии идеологические и партии деловых интересов. Под идеологическими понимаются партии, которые имеют определенную идеологию, программы. Они могут ставить какие–то экономические или экологические цели, т.е. есть определенную сумму религиозных, философских и прочих установок, на которые и ориентируются граждане. Партии деловых интересов – не ставят во главе угла программы, а ориентируются, опять–таки, на определенных лидеров, на лозунги, а не программы. Это более персонифицированные партии, ставящие конкретные сиюминутные цели.

Некоторые партии делятся еще по их основному социальному составу. Если большинство их членов – рабочие, то это рабочие партии. Если большинство составляют фермеры или представители крестьян – это будут аграрные, сельскохозяйственные партии. Если партия, скажем, аграрная, то не обязательно, что в ней только фермеры. Такие партии принимают любых граждан, сочувствующих целям и задачам. Но направленность и основной состав определяет такую партию по социальной принадлежности членов. Так лейбористская партия Великобритании на 80% состоит из рабочих, и ее название вполне соответствует составу. В советские времена самым популярным было деление на партии крупной буржуазии, средней и мелкой буржуазии. Сейчас говорить о крупной, средней, мелкой буржуазии, конечно, можно, но это такой незначительный процент населения, что именовать какую–то партию партией крупного капитала, или мелкой буржуазии, если этой буржуазии в партии 0,5%, а большинство – рабочие и служащие и т.д., то можно только с очень большой степенью условности. Такое деление «вышло из моды».

Есть деление партий на элитарные и популистские партии. Элитарные партии очень небольшие, своеобразные, с какими–то экстравагантными программными целями, а популистские могут быть в какой–то момент очень большими, на какой–то момент включать по нескольку тысяч. Популизм – вещь приходящая, такие партии как возникают, так и исчезают.

Выделяют партии с индивидуальным членством, с коллективным членством, есть партии, членами которых считаются все избиратели, голосующие за эту партию.

Важный критерий для классификации – критерий отношения к религии. По этому признаку выделяют партии клерикального типа и партии конфессионального типа.

В последнее время стали выделять партии, основанные по признаку пола. Речь идет о женских партиях. Женские партии есть в Бельгии, Исландии и некоторых других странах.

Выделяют группу партий, которые объединяют сторонников охраны и защиты природы. Это экологические партии, или партии «зеленых». Такие партии особенно влиятельные и сильны в странах Западной Европы – ФРГ, Голландии, Австрии, Франции.

Совершенно особое место занимают, так называемые, национальные партии. Они существуют в тех странах, где есть достаточно крупные национальные общности (этнические общности), которые как–то отличаются от основной массы населения, либо все население состоит из 2–3 крупных этнических групп. Такие партии есть в Великобритании: это Шотландская национальная партия и Уэльская националистическая партия. В Финляндии есть Шведская народная партия. Очень известна франкоязычная партия в канадской провинции Квебек. Она так и называется – партия Квебека и объединяет, так называемых, франкофонов. Национальные партии – очень своеобразная группа партий. В некоторых странах они являются обычным элементом политической системы (как, например, в Финляндии шведская народная партия – самая нормальная, без всякого экстремизма), а в некоторых – партии с определенной долей политического экстремизма.

Наконец, есть группа партий, которые можно назвать экзотическими партиями. Среди них – партии любителей пива, как в некоторых странах Восточной Европы, или, например, либертарианская партия, партия сухого закона. Эти партии нельзя представить как какое–то массовое политическое течение, но они есть, они влияют на политический процесс и иногда попадают в парламент. Например, либертарианцы, это группа, которая защищает интересы сексуальных меньшинств, проституток, таких людей, которые, по мнению либертарианцев, подвергаются унижениям и дискриминации в государстве.

Есть еще редкая группа партий – это региональные партии, которые, в отличие от национальных или клерикальных, объединяют не представителей какой–то религии или этнической группы, а жителей отдельного региона, которые сознают свою некую особость, свой особый статус.

2. Партийные системы

политическая партия система

Страны делятся на группы в зависимости от того, сколько там партий, как они действуют, как соотносятся друг с другом, и с государством. Принято считать, что идеальным является состояние, когда в государстве много партий и все они активно участвуют в политической жизни, т.е. многопартийное состояние или многопартийная система.

В науке называют и другие возможные ситуации. Кроме многопартийной системы называются еще двухпартийная система, существует однопартийная система, есть ряд государств вообще без партий.

Многопартийная система в большинстве высокоразвитых стран Запада, Азии, Латинской Америки сложилась постепенно и в настоящее время представляет собой самое распространенное явление. Многопартийность вырастала и вырастает из противоречивых интересов различных слоев населения, из неоднородного и пестрого национального состава стран, из социальных противоречивых интересов и т.д. В целом, многопартийность дает возможность разным социальным группам и их представителям бороться за влияние на государственные органы, направлять туда своих представителей и этим добиваться своих целей. То есть в таком многоголосном хоре у каждого может быть свое место.

Есть ли оптимальное число партий, которое считается наиболее демократичным? Об этом можно говорить со значительной степенью условности. Полагают, что, если в государстве есть 5, 6, 8 партий, то эти партии, влияя друг на друга, образуя разные коалиции и союзы, сменяя друг друга, могут обеспечить политический плюрализм, реальную демократию. Для большинства стран Европы как раз характерно наличие 7–8 партий в каждой отдельно взятой стране. Например, во Франции можно насчитать свыше десятка более–менее влиятельных политических партий. Две наиболее влиятельные партии во Франции – это Социалистическая партия Франции, и Объединение в поддержку республики (партия, созданная Де Голлем). Это две наиболее влиятельные партии во Франции. Представитель Социалистической партии Миттеран 14 лет был президентом, а теперь его сменил Жак Ширак, представитель партии ОПР. Кроме этих двух крупнейших партий во Франции есть и ряд других. Так до сих пор достаточно популярна Французская коммунистическая партия, есть партия суперправого типа «Национальный фронт», во главе с Жаном–Мари Ле Пеном, есть партии крестьянские (Национальный центр независимых и крестьян), есть центристские партии («Центр, демократия, прогресс»), партия зеленых, Республиканская партия радикалов и радикал–социалистов, партия Независимых республиканцев (ее лидер – знаменитый в недавнем прошлом политик Валери Жискар ДЭстен). Есть, кроме социалистической партии, Объединенная социалистическая партия. Партия демократического центра и т.д.

Довольно пестрый спектр партий в Италии; 8 активных партий – в Нидерландах; 4 сильные партии в ФРГ и т.д.

Многопартийная система имеет свои разновидности. Чаще всего, называют три из них:

· многопартийная система без доминирующей партии (3–4 партии примерно одинаковые по численности и по поддержке избирателями). Они равномерно набирают по 20–30% голосов и, чтобы образовать правительство, вынуждены объединяться в коалиции (Италии, Голландия, и др.);

· многопартийная система с доминирующей партией. Это довольно любопытный вариант, он более 40 лет существовал в Японии. Там имеется около полудюжины активных партий, но одна из них все время доминировала, т.к. имела стабильно более половины голосов избирателей. Это Либерально–демократическая партия Японии. Последние несколько лет ситуация изменилась, потому что Либерально–демократическая партия рассыпалась на несколько партий, и модель многопартийной системы с доминирующей партией превратилась в многопартийную систему без доминирующей партии;