Кроме того, в некоторых высокоразвитых странах Запада с вековыми демократическими традициями можно встретить государственные институты и обычаи, сохранившиеся со времен феодализма. Глава государства Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии королева Елизавета II, как и ее предшественники, формально является главой англиканской церкви. А это, как говорится, не Азия, не Аравийская пустыня...
Некоторые страны с очень пестрой и многоконфессиональной структурой специально закрепляют в Конституциях и законах отношения между конфессиями и конфессиями и государством.
Наиболее очевидным примером служит ближневосточное государство Ливан. История государства Ливан очень своеобразна: это было то место, куда сбегались и прятались лица, преследовавшиеся за религиозные убеждения из других регионов данной части света – различные сектанты и религиозные диссиденты. Таким образом, на очень небольшом пятачке собрались представители двух десятков религий. Для того чтобы не ссориться, в 1943 году они приняли специальный закон – Национальный пакт – по которому, как они полагали, справедливо распределили возможные должности в государстве. Свыше половины мест в парламенте были отданы христианам–маронитам, сорок пять мест – мусульманам. Премьер–министром, по их нормам, может быть только мусульманин–суннит, Председателем парламента – мусульманин–шиит, Президентом – христианин–маронит и т.д. Поскольку в Ливане около полутора десятков религиозных общин, представляющих собой разные ответвления христианства, ислама и других мировых религий, то раз и навсегда решить эти вопросы не удалось. Кроме того, причиной возникших споров явилось изменение демографической ситуации. Казалось, все было предусмотрено, были подробнейшие правила занятия государственных должностей. Но возник конфликт между общинами, и вспыхнула гражданская война, которая длилась примерно 15 лет. Принудительное распределение должностей приводило к тому, что влиятельную должность мог занимать недостаточно компетентный человек, лишь потому, что был представителем какой–то определенной общины.
Следует отметить разницу между понятиями конфессия и религиозная община. Конфессия – религиозная структура, которая четко оформлена, имеет определенную иерархию, руководящие органы, свои догматы, священные книги, построена по определенной схеме. Община включает в себя, кроме профессиональных священнослужителей, еще и прихожан (т.е. людей, которые исповедуют данную религию, поклоняются одним святыням, поддерживают свою церковь материально, но не являются профессиональными священнослужителями). Община – это священнослужители плюс прихожане. Интересная особенность того же Ливана в том, что там переплелись понятия конфессия, община, и даже политическая партия. Например, политические партии в Ливане практически объединяют сторонников одной религиозной общины, одной этнической группы. Такая экзотическая религия как ливанские друзы имеет свою партию (Национально–прогрессивную партию), возглавляет эту партию племенной вождь, он же одновременно возглавляет и религиозную конфессию и общину. Там полное совпадение в одном лице религиозного авторитета, национального лидера и политического руководителя. Кроме друзов, нечто похожее есть и в других религиозных общинах Ливана (марониты имеют свою политическую партию и т.д.). Может быть именно то, что политика и религия так тесно там переплетались, что это поспособствовало конфликту, гражданской войне, т.к. политические споры перешли на сферу религиозных проблем, потом на экономические проблемы, а в сочетании с южным темпераментом и подстрекательством соседей и создало «гремучую смесь».
Существует несколько моделей взаимоотношений государства и религиозных объединений. Очевидно, что самая нормальная и естественная та, что была названа выше – взаимный нейтралитет и невмешательство в дела друг друга. Может быть еще лучше – невмешательство и взаимная помощь. Например, в армии есть институт полковых или дивизионных священников, которые могут быть представителями разных конфессий. При принесении присяги государственными должностными лицами часто присутствуют представители религии, которые свидетельствуют правильность и святость этой присяги. Это вовсе не означает вмешательство в деятельность государства и наоборот.
В некоторых государствах есть государственные служащие по делам религии. В нормальной ситуации это просто вспомогательные органы для взаимной помощи, координации отношений в сфере религии.
Модель тесного переплетения религии и государства, с точки зрения государствоведения XX века, не разумна и не оправдана. В некоторых странах это переплетение не в пользу государства. Такая модель существует в Саудовской Аравии или Иране, где религия доминирует не только в государстве, но и входит в государственный механизм. Духовные лидеры Ирана, к примеру, выполняют вполне светские функции, направляя деятельность президента, подсказывая парламенту, какие законы и указы они должны принимать.
Король Саудовской Аравии – духовный лидер и глава государства – вообще воплощает всю власть в стране, так как там нет никаких представительных учреждений (Парламента, органов самоуправления), правительство назначает король, он же глава армии и т.д. Все нужные королю законы принимает он сам. В данном случае конфликтов между государством и религией нет, так как государство и религия соединились в одном лице.
В некоторых случаях религиозные нормы являются одновременно и нормами светскими, применяемыми в нормальной государственной жизни. Выше мы уже говорили о шариате и других частях исламского права.
Возможно, самая неудачная модель взаимоотношений государства и религии складывается тогда, когда существует конфликт между религией и государством. Такие конфликты были и в истории советского государства – в 20–30–е годы церковь активно подавлялась и преследовалась. Такие же модели возникали и возникают и в других странах, которые строили социализм (в Китае, Вьетнаме, в европейских социалистических странах). Конфликты подобного рода были и в странах несоциалистической ориентации. В некоторых странах Латинской Америки наблюдались очень серьезные конфликты между церковью и диктаторскими режимами, управлявшими страной. Например, известны случаи, когда в Сальвадоре убивались иерархи церкви, кардиналы, епископы, причем прямо во время службы, в храмах. Естественно, это очень негативное явление.
В некоторых странах невмешательство религии и государства в дела друг друга иногда сопровождается уступкой определенных полномочий со стороны государства в пользу религиозных структур. Например, Израиль, с одной стороны, светское государство, но с другой стороны – в ряде случаев некоторые правила поведения, которые не присущие европейским странам, вводятся в жизнь государства под воздействием религиозных догматов. Так в Израиле суббота – это особый день, который должны соблюдать жители Израиля. (В субботу (шабат) запрещается не только любая работа, и даже активный отдых, и даже езда на автомобиле, лифте и т.д.) До недавнего времени для большинства граждан это был просто выходной. Но, когда к власти пришел приверженец ортодоксального иудаизма Бениамин Нетаньяху, жить стало сложнее. Религия стала сильнее влиять на обычную жизнь граждан, и граждане, даже не согласные с этим, вынуждены мириться, потому что такое положение поддерживается государством.
Еще одна модель взаимоотношения государства и религии – это провозглашение какой–то религии господствующей. В современных государствах такое провозглашение может носить вполне условный характер. Например, в Великобритании государственной считается англиканская церковь Англии и Пресвитерианская церковь Шотландии. В данном случае – королева Елизавета II назначает высшие церковные должности (в палате лордов 26 мест занимают так называемые духовные пэры – высшие церковные служащие, часть из которых, занимая определенное место, приход, автоматически получают место в палате лордов, часть епископов становятся пэрами по принципу старшинства).
Следует упомянуть об общественных организациях особого рода – общественных организациях конфессионального (клерикального) типа – это не группы прихожан во главе со священником. Это организации светского характера, являющиеся как бы вспомогательными организациями религиозной конфессии. Они объединяют верующих, принадлежащих к одной церкви, которые стремятся распространять идеи своей религии и совершать благородные (богоугодные) деяния. Общественные организации конфессионального типа бывают женскими, молодежными, организациями борьбы за мир, чистоту окружающей среды. Такие союзы – это не просто женская организация, молодежная и т.д., а христианская–женская, христианская–молодежная и т.д. Особенно много таких организаций в США. В качестве примера можно назвать ассоциацию молодых христиан, черных американцев–баптистов, еврейское религиозное объединение Бнай–Брит, студентов–баптистов и т.д.
Есть организации, изучающие связь науки и религии, ассоциации по пропаганде религиозного образования, организации содействия религиозным реформам и т.д.
В любом случае, в высокоразвитых странах религия реально отделена от государства, и эти организации носят характер личного увлечения, потребности души и на политический процесс оказывают небольшое влияние.