Смекни!
smekni.com

Понятие, принципы и субъекты завещания (стр. 5 из 15)

Завещатель может составить одно или несколько завещаний на все имущество или только на его часть, причем это может быть любое имущество, даже то, которое он получит в будущем, кроме имуществ, изъятого из оборота. Завещание совершается в пользу одного или нескольких лиц , как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону. В случаях, предусмотренных ГК, завещатель может подназначить в завещании другого наследника.

Все лица каким-либо образом связанные с завещанием, должны соблюдать тайну завещания. В противном случае завещатель вправе потребовать от нарушителя компенсации морального вреда или другим образом защитить свое нарушенное право.


ГЛАВА 2. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАВЕЩАНИЯ

2.1 Форма завещания

Завещание – акт распоряжения имуществом на случай смерти, который социально значим как для самого завещателя, так и для лиц, кому имущество завещано.

Завещание может быть составлено в определенной форме, закон дает их закрытый перечень: 1) нотариально удостоверенное завещание; 2) завещание, удостоверенное должностным лицом органа исполнительной власти (должностным лицом органа местного самоуправления), уполномоченным совершать нотариальные действия; 3) закрытое завещание; 4) завещание, приравниваемое к нотариально удостоверенному завещанию; 5) завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках; 6) завещание в чрезвычайных условиях.

Основной формой завещания является нотариально удостоверенное завещание, поскольку закон прямо указывает, что лишь в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, вправе удостоверить завещание (ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате). Следовательно, у гражданина при наличии в населенном пункте нотариуса нет выбора, удостоверить завещание у нотариуса либо у соответствующего должностного лица. Последнему следует отказать гражданину и предложить ему совершить завещание в нотариальной форме. Если все же в данном населенном пункте завещание будет удостоверено должностным лицом, то такого рода завещание следует признать недействительным, как противоречащее закону (ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате, п. 7 ст. 1125 ГК РФ)[27].

Завещание является сделкой строгой формы. Строгость формы определила значительную свободу содержания завещания, вплоть до того, что завещатель может совершенно самостоятельно составить завещание, никого не ознакомив с его содержанием. Нотариус обязан совершить все необходимые действия при передаче ему закрытого завещания, хотя в данном документе может содержаться все что угодно. Там вообще при посмертном вскрытии конверта нотариусом может быть обнаружен чистый лист бумаги. Таким образом, только после смерти завещателя можно будет определить, завещание ли находится в заклеенном конверте, причем формально данный документ обладает всеми атрибутами завещания с момента его принятия нотариусом (ст. 1126 ГК РФ).

Вместе с тем, даже если неопределенный круг лиц, и в том числе судьи, однозначно могут воспринять посмертное распоряжение, и нет никаких сомнений, что перед нами последнее волеизъявление гражданина, ненадлежащее оформление такого волеизъявления ведет к признанию его недействительным. Иными словами, данное волеизъявление не будет иметь никаких правовых последствий[28].

Закон не признает устного завещания ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде. Например, гражданин во время нахождения в геологической экспедиции и, будучи при смерти, перед пятью свидетелями сделал завещание в пользу женщины, с которой у него сложились фактически брачные отношения, и лишил наследства жену, с которой он давно уже не проживал, но не расторг брак в установленном законом порядке. Все пять свидетелей в письменной форме подтвердили волеизъявления их товарища, но поскольку завещание было выражено в устной форме, оно было признано недействительным. Решением народного суда Юрбаркского района Латвийской ССР от 24 октября 1949 г. был удовлетворен иск С. к С. о взыскании 500 руб. стоимости швейной машины. Основанием для удовлетворения иска послужили показания свидетелей о том, что покойная мать истицы устно завещала ей эту швейную машину после своей смерти. Вышестоящая инстанция отменила это решение из-за устной формы завещания.

То же самое следует сказать, если гражданин в прямом эфире выражает последнюю волю относительно своего имущества, или такое волеизъявление записано на видео или аудио кассете, или в электронном виде (с помощью DVD), и экспертиза подтвердила идентичность изображения и голоса (или голоса). Устная форма завещания многие века применялась в римском праве и пользовалась исковой защитой. Это было связано с тем, что практически все сделки заключались в устной форме и факт их совершения подтверждали многочисленные свидетели. Позже и в средневековом европейском, и в древнерусском праве придавалась юридическая сила устным завещаниям, особенно если они были совершены в присутствии священнослужителя. В других случаях по общему правилу, если устное завещание не вызывало сомнения в действительности волеизъявления умершего, то оно считалось обязательным к исполнению. Великорусские крестьяне использовали эту форму вплоть до декрета 18 апреля 1918 г., хотя согласно Своду законов ст. 1023 т. X, она не имела какого-либо юридического значения. Исполнение устного завещания основывалось на обычном праве, морально-нравственных и религиозных нормах[29].

По общему правилу завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Простая письменная форма допускается только в виде исключения, для этого должны быть налицо чрезвычайные обстоятельства. При таком положении дел, когда создается явная угроза жизни гражданина, т.е. вследствие как действия непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия и т.п.), так и физического состояние человека (болезнь, травма и т.п.), в сочетании с чрезвычайными обстоятельствами, которые не позволяют гражданину совершить завещание в ином виде (территориальная изолированность и отсутствие управомоченных удостоверить завещание лиц), закон допускает возможность совершить завещание в простой письменной форме (ст. 1129 ГК РФ)[30].

При этом завещатель должен собственноручно написать, т.е. не дозволяется записать завещание с помощью технических средств (электронно-вычислительной машины, пишущей машинки и т.п.), и подписать завещание в присутствии двух свидетелей. Что должны делать при этом свидетели, закон обходит молчанием. Здесь следует применить аналогию закона, поскольку законодатель в других сходных обстоятельствах разъясняет обязанности свидетелей, присутствующих при составлении завещания (п. 4 ст. 1125 ГК РФ). Свидетель должен просто поставить свою подпись на завещании и указать фамилию, имя, отчество и место жительства в соответствии с документом, удостоверяющим его личность. Если свидетель напишет, каким-то образом выразив свое отношение к составленному завещателем акту, например, "подтверждаю, что это завещание" или "подпись завещателя верна", то это не должно служить основанием признания завещания недействительным. Ведь такое завещание все равно подлежит исполнению только при его подтверждении судом по требованию заинтересованных лиц (п. 3 ст. 1129 ГК РФ).

Во всех остальных случаях требуется удостоверение завещания нотариусом (п. 1 ст. 1125) либо, если такую возможность предоставляет закон, должностными лицами органов местного самоуправления или должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации (п. 7 ст. 1125). К должностным лицам органов местного самоуправления относятся лица, обладающие исполнительно-распорядительными полномочиями, например глава местной администрации (или муниципального образования), его заместитель. К должностным лицам консульских учреждений РФ относятся генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент.

Судебная практика признания права удостоверения завещания за должностными лицами органов местного самоуправления в судах низших инстанций разнообразна. В ряде случаев судебные органы исходят из того, что "предусмотренные статьями 1, 37, 39 Основ законодательства о нотариате и п. 10 ст. 54 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" нормативные положения, допускающие возможность совершения отдельных нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, сохраняют свою юридическую силу применительно к должностным лицам органов местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции"[31]. Но нередки противоположные решения, когда завещания, удостоверенные должностными лицами органов местного самоуправления, не порождают правовых последствий[32].

Интересна эволюция позиции Верховного Суда РФ по данной проблеме. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ с 2002 по 2004 гг. рассмотрела несколько аналогичных дел, связанных с оспариванием законов субъектов РФ о наделении органов местного самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий. В Определении от 16 апреля 2002 г. по делу № 47-Г02-6 коллегия указала следующее - "то обстоятельство, что в настоящее время органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не свидетельствует об отсутствии у должностных лиц органов местного самоуправления права на совершение отдельных нотариальных действий, которые они ранее вправе были совершать, поскольку в связи с изменениями законодательства о местном самоуправлении федерального закона по данному вопросу до настоящего времени не принято"[33]. В Обзоре законодательной и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2003 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г. [34], также был дан положительный ответ на вопрос о возможности совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления. Позже Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда приходит к иному выводу о полномочиях органов местного самоуправления. В Определении от 23 мая 2003 г. коллегия указывает, что органы местного самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий не обладают, "поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти"[35], а в Определении от 4 августа 2004 г. суд мотивирует свою позицию отсутствием специального закона, наделяющего органы местного самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий[36].