Смекни!
smekni.com

Общая характеристика правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (стр. 11 из 21)

В Постановлении также разъясняются вопросы, связанные с отменой усыновления. Поскольку родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей, в случаях уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления этими правами либо жестокого обращения с усыновленными, а также, если усыновители больны хроническим алкоголизмом или наркоманией, суд может решить вопрос об отмене усыновления, а не о лишении или ограничении родительских прав (п. 19 Постановления). В указанных случаях согласия ребенка на отмену усыновления не требуется (ст. 57 СК РФ).

В отличие от лишения родительских прав отмена усыновления не всегда связана с виновным поведением усыновителя. Суд, исходя из п. 2 ст. 141 СК РФ, вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, согласно Постановлению, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении. В указанных случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет (ст. 57, п. 2 ст. 141 СК РФ).

При отмене усыновления не по вине усыновителя данное обстоятельство должно быть отражено в решении суда, так как причина, по которой отменено усыновление может в значительной мере повлиять на гражданские и семейные права лица. В частности, если усыновление отменено в силу виновного поведения усыновителя, он не может впоследствии усыновлять детей, быть опекуном, попечителем (ст.ст. 127, 146 СК РФ).

Правом требовать отмены усыновления ребенка в соответствии со ст. 142 СК РФ обладают родители ребенка, его усыновители, сам ребенок по достижении им возраста четырнадцати лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор.

Если такое требование заявлено усыновителями (усыновителем), надлежащим ответчиком по делу является усыновленный ребенок, защита прав и законных интересов которого осуществляется лицами, указанными в п. 1 ст. 56 СК РФ. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных семейным законодательством, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. При отмене усыновления интересы ребенка, как правило, представляет орган опеки и попечительства. Представление интересов ребенка также возможно родителем, в отношении которого по решению суда были сохранены родительские права и обязанности.

В отличие от дел об усыновлении, дела об отмене усыновления ребенка рассматриваются судом в порядке искового производства с обязательным привлечением к участию в деле органа опеки и попечительства, а также прокурора (п. 1 ст. 78, п. 1, 2 ст. 140 СК РФ). Положения гл. 29 ГПК РФ, за исключением ст. 275 ГПК РФ, к отмене усыновления не применяются.

Учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст. 269 ГПК РФ дела об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, гражданами РФ, постоянно проживающими за ее пределами, иностранными гражданами или лицами без гражданства рассматриваются соответственно верховными судами республик, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка, в Постановлении указывается, что и дела об отмене усыновления ребенка в указанных случаях также должны разрешаться названными судами.

При отмене усыновления суд должен разрешить вопрос о том, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с его усыновлением имя, отчество и фамилия, имея при этом в виду, что изменение указанных данных в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия (п. 3 ст. 143 СК РФ).

Исходя из положений ст. 46 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского состояния"[29] суду следует также решить вопрос о восстановлении первоначальных сведений о месте и дате рождения ребенка, о его родителях, если эти сведения были изменены по просьбе усыновителей.

В п. 22 Постановления воспроизводится разъяснение, данное в Постановлении 1997 г. о невозможности признания недействительным усыновления, осуществленного после 26 сентября 1996 г., то есть после введения в действие судебного порядка усыновления. Поскольку ранее усыновление производилось на основании административного акта, ст. 112 Кодекса о браке и семье РСФСР (далее КоБС РСФСР) предусматривала возможности признания усыновления недействительным.

Верховный Суд РФ пояснил, что суд вправе признать недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 112 КоБС РСФСР, усыновление, произведенное до введения в действие СК РФ. Усыновление, произведенное с указанными в ст. 112 КоБС РСФСР нарушениями после введения в действие СК РФ, но до введения в действие судебного порядка усыновления, может быть признано судом недействительным, если это отвечает интересам ребенка.

Поскольку процессуальное законодательство устанавливает особый порядок отмены судебных актов, незаконное решение об усыновлении подлежит обжалованию в порядке, установленном ГПК РФ. При этом основаниями к отмене решения могут быть не только обстоятельства, аналогичные предусмотренным ст. 112 КоБС, но и иные нарушения, повлекшие неполное исследование судом обстоятельств дела или вынесение необоснованного решения об усыновлении. Вопрос об отмене судебного решения об усыновлении решается судом исходя из интересов ребенка.

Если при рассмотрении дел об усыновлении или об отмене усыновления суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признаки преступлений, предусмотренных гл. 20 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) "Преступления против семьи и несовершеннолетних", он исходя из ч. 3 ст. 226 ГПК РФ сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 24 Постановления). В указанных случаях судом выносится частное определение. Обязанность сообщить об обнаруженных признаках преступления - одно из проявлений функции защиты прав и интересов несовершеннолетних, возложенной на суд ст. 56 СК РФ[30].

К лицам, выразившим желание стать усыновителями и подавшим заявление в орган опеки и попечительства или в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ о постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители, законом предъявляются определенные требования. Их соблюдение является гарантией обеспечения прав несовершеннолетних детей, передаваемых на усыновление, а поэтому обязательно, причем даже в случаях, когда предварительная постановка лица на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется. Соответствие личности усыновителя требованиям закона проверяется и судом при рассмотрении дела об усыновлении ребенка. Согласно п. 1 комментируемой статьи усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граждане не могут быть усыновителями, даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст.ст. 21, 27 ГК РФ), поскольку СК установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем.

Помимо достижения возраста совершеннолетия усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности, что может быть выяснено как при постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители, так и непосредственно в суде при рассмотрении дела об усыновлении ребенка. Данное требование к усыновителям обусловлено тем, что усыновление производится в интересах ребенка, а потому предполагаемый усыновитель (усыновители) по своим личным качествам и условиям жизни должен обладать соответствующими возможностями по обеспечению воспитания и всестороннего развития ребенка. В связи с этим закон устанавливает запрет для отдельных категорий граждан быть усыновителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица, возможности которых обеспечить надлежащее воспитание детей ставятся по соответствующим причинам под серьезные и веские сомнения.

К лицам, которые не могут быть усыновителями, СК РФ отнесены:

а) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

б) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

в) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели, а именно: лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

г) лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах;

д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Данное ограничение не связано с виновным поведением кандидата в усыновители, а носит объективно обусловленный характер.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г.[31] и включает следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркоманию, токсикоманию, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. Перечисленные заболевания необходимо учитывать суду при решении вопроса о том, не будет ли состояние здоровья заявителя, желающего усыновить ребенка, препятствовать надлежащему осуществлению им родительских прав и обязанностей.