Приведенные суждения вызывают возражения по существу. Социальное равенство в политической сфере предполагает юридическое равноправие, которое означает равенство всех перед законом, равенство основных (конституционных) и других всеобщих прав, свобод и обязанностей, предусмотренных текущим законодательством. В силу этого нельзя отрицать наличие общего, т.е. одинакового для всех граждан страны, правового статуса.
В то же время нельзя утверждать, что юридическое равенство означат существование только единого для всех правового статуса. Наличие социальных различий между людьми объективно обусловливает необходимость определенных особенностей правового положения граждан, относящихся к различным слоям, профессиональным и иным группам населения. Особенности правового положения граждан зависят также от их естественных (половых, возрастных и некоторых других) признаков.
Все это позволяет сделать вывод о существовании наряду с общим правовым статусом личности специальных статусов, в которых не только детализируются положения общего правового статуса, но и устанавливаются специальные права, обязанности и ответственность определенных социальных групп населения. В специальных правовых статусах соответствующим образом отражается социальная свобода различных слоев общества.
Из всего вышеизложенного следует вывод, что правовой статус личности складывается из правосубъектности и конституционных прав, свобод и обязанностей. Отсюда следует, что правовой статус личности не является одинаковым во всех государствах, т.к. он зависит от содержания конституционных норм конкретной страны. Следовательно, объем правового статуса личности в конкретном государстве зависит прежде всего от воли законодательных органов этого государства. Это касается как граждан этого государства, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, которые находятся на территории данной страны, либо вступили в какие-либо отношения с субъектами, которые находятся под юрисдикцией соответствующего государства. То есть государство своей волей определяет правовой статус личности на своей территории, определяя круг прав, с свобод и обязанностей личности и гражданина.
правовой статус личность гражданский
2. Правосознание и правовая культура как средство обеспечения правового воздействия
Функционирование в обществе права неразрывно связано с правосознанием, ибо вне сознания и деятельности человека немыслимо общественное развитие в сфере права. Эффективность реализации права зависит от характера взаимодействия и степени соответствия общественных потребностей, интересов, закрепленных в нормах права, и интересов, ожиданий личности, социальных групп, возникающих в реальных правовых ситуациях.
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву.*
Правосознание входит в систему общественного сознания и является одной из его форм. Как известно, существуют различные формы общественного сознания, такие, как философское, политическое, нравственное, религиозное и др., с которыми правосознание находится в тесном взаимодействии.
Правосознание представляет собой структурное образование общественного сознания, которое подчиняется общим для всех его элементов закономерностям формирования и функционирования, но одновременно обладает специфичностью, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное явление, занимающее в структуре общественного сознания свое, особое место и выполняющее только ему присущие функции.
Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правового регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе существующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т.п., т.е. правосознание характеризуется преемственностью.
Идеи, взгляды, представления о праве предшествующих поколений передаются новым. Нередко воспринимаются идеи, теории, выработанные иными народами. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Под влиянием ценностного анализа правовой действительности возникает предрасположенность личности к определенному образу действий. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации, т.е. является идейным источником права.
Правосознание оказывает воздействие как на процесс формирования права, так и на его результат и находит свое выражение в актах правотворчества. Именно при его помощи законодатель «улавливает» потребности общества в правовом урегулировании соответствующих отношений и формирует их в нормативных правовых актах в виде моделей поведения (юридических норм).
Таким образом правосознание оказывает воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений.
Итак, правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.*
Оно охватывает отношение людей к действующему праву, его оценку как справедливого или несправедливого, пожелания совершенствования права, принятия новых правовых форм, отвечающих потребностям общества, а также оценку действий людей и учреждений в сфере права как правомерных, так и
противоправных. То есть правосознание является условием, предпосылкой как формирования права, так и его реализации.
Правосознание выполняет важные социальные функции. В юридической литературе изложены разные подходы к их классификации. С учетом суждений многих авторов можно выделить следующие функции правосознания: познавательно-оценочную, регулятивную, прогностическую (функцию моделирования).
Познавательно-оценочная функция правосознания связана с отражением в сознании человека правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают и анализируют реальную правовую жизнь, приобретают правовые знания, вырабатывают правовые воззрения, представления. На основе полученных знаний и приобретенного опыта они в процессе сложной психической деятельности оценивают действующее право, поведение людей в сфере права, работу юридических учреждений, свое собственное поведение. Познавательно-оценочные процессы рождают волевые установки личности в отношении юридически значимого поведения, т.е. предрасположенность, готовность поступать определенным образом.
На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.
Прогностическая функция (функция моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы необходимо принимать и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права, по существу, являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию. Именно через правосознание законодатель улавливает необходимость правоустановлений, соответствующих духу времени.
Как видим, описанные функции правосознания всесторонне обеспечивают законодателю возможность правового воздействия на поведение людей в обществе. При этом правосознание помогает принимать именно те нормы, в которых нуждается общество в настоящее время. Оно же позволяет сделать эти нормы таковыми, чтобы их неукоснительно выполняли практически все члены общества, причем делали это не под страхом наказания, а исполняли их как должное.
Отсюда можно сделать вывод, что в сфере правового воздействия на поведение людей правосознание играет одну из ведущих ролей, - оно препятствует развитию нигилистических настроений в обществе, побуждает к развитию права в том направлении, которое наиболее благоприятно для общества в определенные периоды времени.
С правосознанием неразрывно связана правовая культура.
Правовая культура понимается как категория, дающая возможность выявить уровень правовых достижений общества, оценить качественное состояние его правовой системы на определенном этапе развития. В этом аспекте она рассматривается как составляющая часть общей культуры общества, ее разновидность.
Правовая культура – одна из форм человеческой культуры вообще.*
Правовую культуру можно определить как качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений.
Правовая культура общества, таким образом, охватывает правовые ценности, созданные людьми в области права. По существу – это совокупность всех позитивных компонентов правовой действительности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и правовой практики.