Введение
В настоящее время в обществе наметилась тенденция к все более высокому уровню демократизации его жизнедеятельности. В поле этой тенденции очень важно развитие такого социального института, как правовой статус личности, ее правовая культура и развитие гражданского общества.
Рассмотрение этих вопросов наиболее интересно в историческом аспекте и в аспекте сравнения положения вещей в нашем государстве с развитыми государствами Запада. Исходя из общей теории права можно предположить, что эти вопросы (вопросы правового статуса личности, ее правовой культуры и гражданского общества) тесно взаимосвязаны между собой. Именно благодаря повышению своей правовой культуры человек наиболее полно осознает свой правовой статус как личности, что способствует его стремлению к наибольшему развитию гражданского общества.
Проблема гражданского общества является центральной (как показало время) в процессе развития государства. Именно гражданское общество обеспечивает наиболее высокий уровень правовой культуры человека, который становится легко переносимым позитивные явления в обществе, что не позволяет обществу застаиваться в своем развитии, ибо такой застой чреват наступлением какого-либо политического режима, не способствующего развитию человеческого общества как в отдельно взятой стране, так и в мировом сообществе.
В контрольной работе автор провел масштабную работу по изучению трудов философов, политологов, правоведов как древних, так и современных, с целью определения понятий «правовой статус личности», «гражданское общество», «правовая культура», а также выяснения таких вопросов как влияние государства на правовой статус личности, развитие гражданского общества в нашем государстве, а также попытался установить значение этих вопросов в жизни современного общества путем сравнения подобных явлений в наиболее развитых странах.
1. Государство и правовой статус личности
В соответствии с тем, что личность может рассматриваться в общечеловеческом аспекте, в плане принадлежности к определенному государству, к известной социальной группе и как отдельный индивид, права и обязанности личности могут отличаться от прав и обязанностей человека, гражданина (подданного).
В связи с этим следует разграничить эти понятия для уяснения содержания понятия «личность». Личность характеризуется способностью к самооценке, она обладает самосознанием, мировоззрением, волей, характером, нравственными и эстетическими установками. Она наделена способностью самонаблюдения, самоконтроля над своими собственными поступками и словами. При этом личность является индивидуализирующим понятием для такого термина как «человек», который (т.е. термин) не обладает индивидуализирующими признаками.
Основные права, свободы, обязанности человека получают государственное признание в виде юридических прав, свобод и обязанностей граждан (подданных). Права, свободы и обязанности человека, закрепленные в нормативных правовых актах определенного государства, составляют правовой статус гражданина (личности). В зависимости от исторического типа государства, господствующего в нем политического режима, закрепленные в нормативных актах права, свободы, обязанности граждан могут существенно различаться, относительно верно или извращенно отражать действительное состояние прав и свобод человека в обществе. Реальность юридических прав и свобод граждан зависит от степени их экономического, политического и правового обеспечения. Несмотря на то, что они, будучи зафиксированными в законодательстве, приобретают самостоятельное значение в качестве правового регулятора общественных отношений, их действительное содержание в отношении каждого отдельного индивида определяется его социальным положением.
Зависимость правового статуса личности (т.е. комплекса юридических прав, свобод и обязанностей граждан) от ее фактического общественного положения обусловливает необходимость его рассмотрения на различных социальных уровнях. Права, свободы и обязанности, относящиеся ко всем гражданам, т.е. носящие всеобщий характер, должны рассматриваться в своей совокупности как общий правовой статус гражданина. Юридические же права и обязанности, касающиеся определенных слоев, групп, коллективов граждан, т.е. связанные с выполнением ими определенных социальных ролей и юридически их оформляющие, составляют особые (специальные) правовые статусы.
Соотношение правового статуса и субъективных прав и обязанностей является юридическим отражением единства социальной сущности личности (обусловливающих, формирующих ее общественных отношений) и совершенно неповторимой совокупности характеризующих ее индивидуальных черт. Иными словами, если правовой статус юридически определяет положение человека как особого родового социального явления – гражданина, государственного служащего, студента, то субъективные права и обязанности характеризуют фактическое правовое состояние уже совершенно конкретной личности, выступающей в роли отдельного субъекта права (лица). Для того, чтобы человек самостоятельно определял и осуществлял свои субъективные юридические права и обязанности, он должен отвечать требованиям, предъявляемым к личности, что с правовой точки зрения означает обладание им дееспособностью. А это возможно лишь пи условии, что человек способен принимать решения со знанием дела, обладает свободой воли.
Все это говорит о том, что правовые вопросы положения человека в обществе не могут рассматриваться в отрыве от таких его личных качеств, без которых невозможна свободная деятельность личности.
Быть свободным – значит действовать сознательно и по своей воле в пределах достигнутых социальных возможностей. Такое понимание свободы имеет методологическое значение для теоретического анализа положения личности в обществе, в том числе и ее правового положения. Дело в том, что вывод, согласно которому свобода есть познанная необходимость, охватывает два существенных момента: с одной стороны, условия деятельности индивида (объективные законы развития природы и общества, фактически сложившиеся общественные отношения, действующие социальные нормы поведения людей), а с другой – характер, свойства самой личности и е деятельности (способность принимать решения со знанием дела, соответствие волевых поступков реальным возможностям и социальным нормам, понимание ответственности).
Сегодня, в условиях активного проведения рыночных реформ, ведутся разговоры о том, что провозглашенные в конституциях и текущем законодательстве свобода предпринимательства, равные условия для развития всех форм собственности наряду с политическими и личными правами и свободами есть не что иное, как реальная и подлинная свобода. Однако, при этом следует учесть, что приватизация и десоциализация собственности, проводимые в странах СНГ, неизбежно приводят к усилению социального неравенства.
Выход из такого положения, несомненно, может быть найден в правовой сфере. Ориентиром в этом направлении служит положение ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных сферах.
Однако, для того, чтобы право действительно могло существенным образом влиять на развитие социальной свободы, должны быть достигнуты, как минимум, следующие условия:
- созданы экономические предпосылки для социальных преобразований;
- ликвидированы антагонистические классовые отношения;
- народ становится реальным субъектом государственной власти, ее источником.
В настоящее время правовой статус личности приобретает значение существенного фактора в обеспечении социальной свободы. Он устанавливает границы возможного и должного поведения людей, их свободной общественно значимой деятельности. Достигается это путем закрепления в нормативных актах прав, обязанностей и юридической ответственности, в той или иной мере соответствующих объективно достигнутому уровню социальной свободы, обеспечивающих этот уровень и даже способствующих его дальнейшему повышению.
Исходя из этого, можно определить характерные черты правового статуса личности.
Во-первых, в нем выражается государственная воля, и его содержание, отличающееся определенной стабильностью, меняется по воле законодателя, а не отдельных субъектов, на которых он распространяется.
Во-вторых, составные части (элементы) правового статуса – статутные права, обязанности, юридическая ответственность – формируются и функционируют в виде правовых предписаний, т.е. относятся к объективному (позитивному) праву.
В-третьих, элементы правового статуса обладают свойствами всеобщности, масштабности, в силу чего ими и определяются те границы, в пределах которых складывается правовое положение конкретных лиц, формируются субъективные (личные) права и обязанности отдельных граждан.
Наличие у правового статуса признаков стабильности, всеобщности, масштабности и является тем необходимым условием, которое позволяет ему служить юридической мерой социальной свободы. Если представить себе правовой статус в качестве меры в ее философском понимании, то он определяет собой границы, в которых могут происходить количественные изменения правового положения конкретных субъектов права, отражающие состояние их личной свободы.
Достигнутое в правовой науке единое понимание правового статуса личности как законодательного закрепления положения человека в обществе не означает еще единства во взглядах на его признаки и содержание.
Одни ученые полагают, что правовой статус гражданина един для всех членов общества, их правовые возможности равны (Г.В.Мальцев). Другие допускают существование множества разнообразных и непрерывно меняющихся индивидуальных статусов. Существует даже мнение, что в соответствии со своими способностями и желаниями каждый гражданин может расширять и изменять свой правовой статус (Н.И.Матузов).*