Суд должен также выяснить, могут ли заявители быть усыновителями. Согласно ст.127 СК РФ не могут быть усыновителями:
1) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
2) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
4) лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
5) бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
6) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.
Суд должен учитывать и то, что запрещается усыновление одного и того же ребенка лицами, не состоящими в браке.
Одним из обстоятельств, подлежащих установлению, является возраст ребенка и усыновителя. Выяснение этого обстоятельства необходимо прежде всего для того, чтобы установить разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком. Разница в возрасте между ними должна быть не менее 16 лет. При наличии уважительных причин разница в возрасте может быть сокращена (ст.128 СК РФ). Закон не называет эти причины. Думается, что к ним следует отнести: родственные отношения между усыновителем и ребенком, а также привязанность ребенка к усыновителю, признание ребенком усыновителя своим кровным родителем.
Усыновление, согласно ст.124 СК РФ, допускается в отношении детей в возрасте до 18 лет. Мне кажется, что возраст ребенка, передаваемого на усыновление, не должен превышать 16 лет. Цель усыновления (воспитание и защита) достигается именно в том случае, когда в семью передается ребенок, не достигший 16 лет.
Установленные законом препятствия к усыновлению сами по себе еще не означают, что лицу, выразившему желание стать усыновителем, во всех случаях это должно быть запрещено. Поскольку усыновление производится лишь по решению компетентного государственного органа и исключительно в интересах ребенка, просьба об усыновлении может быть удовлетворена только при полной убежденности данного органа, что усыновление будет отвечать своим непосредственным целям.
При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае учитываются личные качества усыновителя, состояние здоровья не только его, но и проживающих совместно с ним членов семьи, сложившиеся в семье отношения, отношения, возникшие между ними и ребенком, а также материальные и жилищные условия будущих усыновителей. Эти обстоятельства в равной мере учитываются при усыновлении ребенка и посторонними лицами, и близкими его родственниками.
Изучение судебной практики показывает, что суды зачастую невнимательно относятся к требованию пп.8 п.1 ст.127 СК РФ, которое гласит, что не могут быть усыновителями лица, которые не имеют постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Например, в деле об усыновлении Н. несовершеннолетнего Р. имеются сведения, что усыновитель, усыновляемый, мать усыновляемого прописаны в квартире общей площадью 65,5 кв. м (полезная площадь 46,6 кв. м) вместе с другими пятью членами семьи. На одного человека приходится чуть более восьми кв. м общей площади и 5,8 кв. м полезной площади. При этом усыновитель, усыновляемый, его мать и брат фактически проживают не в той квартире, где они прописаны, а в однокомнатной площадью 19 кв. м (то есть на каждого человека приходится менее пяти кв. м площади). Из материалов дела не ясно, на каком основании семья занимает это помещение[53]. Указанный вопрос не был предметом обсуждения в ходе судебного заседания.
Ст.142 СК РФ определены лица, имеющие право требовать отмены усыновления. К ним относятся:
а) родители ребенка;
б) усыновители ребенка;
в) усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет;
г) орган опеки и попечительства;
д) прокурор. По сравнению с прежним законодательством (ст.114, 115 КоБС[55]) перечень лиц, имеющих право требовать отмены усыновления, уточнен и расширен в результате включения в него усыновителей ребенка и самого усыновленного ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет. Как видим, требование об отмене усыновления вправе предъявить только заинтересованные лица. Причем интерес этих лиц может иметь как личный характер (родители ребенка, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет), так и вытекать из функций государственных и иных органов (прокурор, орган опеки и попечительства).
Предъявление иска об отмене усыновления ребенка органом опеки и попечительства или прокурором является необходимым в случаях отсутствия у усыновленного ребенка родителей или когда в интересах усыновленного ребенка необходимо безотлагательно принять решение об отмене усыновления, если установлено виновное поведение усыновителей (уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию ребенка или злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком, аморальное или антиобщественное поведение, оказывающее вредное влияние на ребенка, хронический алкоголизм или злоупотребление наркотиками и др.).
Право прокурора (или его заместителя) на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц непосредственно предусмотрено законом и вытекает из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о правах и свободах человека. Более того, к обязанности работников прокуратуры прямо отнесено предъявление и поддержание иска в суде в тех случаях, когда нарушены права лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту (например, несовершеннолетние) не могут лично их отстаивать (ст.26, 27, 36 Закона о прокуратуре[56]).
Усыновленный ребенок, не достигший возраста четырнадцати лет, не может самостоятельно обратиться в суд с требованием об отмене усыновления. Однако о своем желании отменить усыновление усыновленный ребенок вправе сообщить органу опеки и попечительства или прокурору (речь идет о ситуации, когда факт усыновления не является для ребенка тайной). Таким же образом могут поступить государственные и общественные организации, а также граждане (супруг усыновителя, родственники усыновленного ребенка), считающие, что усыновление не соответствует интересам ребенка, так как самостоятельно они не вправе предъявить иск об отмене усыновления. В подобных случаях вопрос о необходимости предъявления в суд иска об отмене усыновления решается органом опеки и попечительства или прокурором.
В СК РФ не определены лица и органы, к которым должно быть предъявлено требование об отмене усыновления ребенка. Как правило, ответчиками по делам данной категории являются усыновители (усыновитель), иск к которым предъявляется в суд по месту их жительства. Однако в тех случаях, когда иск об отмене усыновления предъявлен родителями усыновленного ребенка, а данные об усыновителях им неизвестны, то требование об отмене усыновления предъявляется к органу опеки и попечительства по месту нахождения этого органа. Последний извещает об этом усыновителя (усыновителей), которого суд вправе привлечь к участию в деле в качестве соответчика (п.4 ч.1 ст.150 ГПК РФ). Если иск об отмене усыновления предъявляется самим усыновителем, то надлежащим ответчиком по делу будет усыновленный ребенок, права и интересы которого будут представлять и защищать лица, указанные в п.1 ст.56 СК, прежде всего орган опеки и попечительства и прокурор.
Основанием прекращения усыновления согласно комментируемой статье является его отмена в судебном порядке.
Порядок предъявления и рассмотрения иска об отмене усыновления ребенка регулируется гражданским процессуальным законодательством с учетом норм, предусмотренных ст.140-142 СК (об основаниях отмены усыновления ребенка и лицах, имеющих право предъявить требование об отмене усыновления ребенка). Отмена усыновления допускается, по общему правилу, до достижения усыновленным ребенком возраста совершеннолетия (ст.144 СК).
Дела об отмене усыновления рассматриваются судом в порядке искового производства (ст.275 ГПК). СК предусматривает обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении таких дел, так как они относятся к категории споров, связанных с воспитанием детей. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни усыновленного ребенка и представить суду заключение о соответствии отмены усыновления интересам ребенка.
Такое же заключение по существу дела после судебных прений лиц, участвующих в деле, дает и прокурор, который также обязан участвовать в рассмотрении дела об отмене усыновления (в любом случае со стадии судебного разбирательства - ч.3 ст.45 ГПК).
Решение суда об отмене усыновления ребенка вступает в законную силу согласно ст. 209 ГПК по истечении срока на кассационное обжалование, если оно не было обжаловано. Кассационная жалоба или кассационное представление прокурора на решение суда могут быть поданы в течение десяти дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме (ст.338 ГПК). Со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка усыновление считается прекращенным. Это означает, что именно с указанного момента прекращаются на будущее время взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей), а соответствующие права и обязанности родителей (родственников родителей) и ребенка восстанавливаются (ст.143 СК). Обратной силы решение суда об отмене усыновления не имеет.