Согласно ст.140 СК РФ выписка из вступившего в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка должна быть выслана судом в трехдневный срок в орган загса по месту государственной регистрации усыновления. На основании судебного решения орган загса делает в актовой записи об усыновлении ребенка отметку об отмене усыновления и восстанавливает в записи о рождении усыновленного ребенка первоначальные сведения, которые были до его усыновления (кроме имени, отчества и фамилии ребенка, если по решению суда за ребенком сохранены присвоенные ему в связи с усыновлением имя, отчество и фамилия - п.3 ст.143 СК РФ). В актовой записи об усыновлении ребенка в этих случаях производится запись, в которой указывается - каким именно судом, где и когда принято решение об отмене усыновления ребенка. Эта запись заверяется подписью должностного лица и печатью органа загса (ст.46 Закона об актах гражданского состояния).
Об аннулировании записи акта об усыновлении на основании решения суда об отмене усыновления ребенка органом загса направляется сообщение в орган загса по месту нахождения первого экземпляра актовой записи о рождении ребенка, который восстанавливает имевшиеся ранее сведения о родителях ребенка, а также о самом ребенке (его фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, если они были изменены в связи с усыновлением) [57]. Когда в решении суда об отмене усыновления сказано, что за ребенком сохраняются присвоенные ему в связи с усыновлением имя, отчество и фамилия, эти сведения изменению не подлежат.
В отличие от КоБС (ст.111, 112) СК РФ не предусматривает признания усыновления в судебном порядке недействительным. Учитывая это обстоятельство, суд вправе признать недействительным на основании ст.112 КоБС усыновление, произведенное только до введения в действие СК, в случае, когда решение об усыновлении было основано на подложных документах или когда усыновителем являлось лицо, лишенное родительских прав либо признанное в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также при фиктивности усыновления.
Отмена усыновления допускается СК РФ лишь тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. В п.1 комментируемой статьи указаны бесспорные основания (обстоятельства) для отмены усыновления:
а) усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских обязанностей; злоупотребляют родительскими правами;
б) усыновители жестоко обращаются с усыновленным ребенком;
в) усыновители являются хроническими алкоголиками или наркоманами. По сути речь идет о виновном поведении усыновителей, противоречащем интересам усыновленного ими ребенка, о ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей по воспитанию ребенка. Названные обстоятельства являются основаниями и для лишения родителей родительских прав. Однако в случае виновного поведения усыновителей может быть поставлен вопрос именно об отмене усыновления, а не о лишении усыновителей родительских прав, так как родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей.
При установлении обстоятельств, свидетельствующих о виновном противоречащем интересам ребенка поведении усыновителей, суд выносит решение об отмене усыновления.
В п.2 си.141 СК РФ установлено, что исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка суд вправе отменить усыновление и по другим основаниям. Это могут быть различные обстоятельства, не обязательно возникающие по вине усыновителей, но в любом случае влияющие на интересы ребенка. В СК РФ не приводится даже примерный перечень этих других оснований для отмены усыновления в интересах усыновленного ребенка. Этим, в частности, отмена усыновления ребенка отличается от лишения родительских прав (перечень оснований для лишения родительских прав, приведенный в ст.69 СК РФ, является исчерпывающим).
Решение об отмене усыновления принимается судом с учетом мнения ребенка, если только оно не противоречит его интересам. В том случае, когда ребенок в силу малолетнего возраста, умственного развития или иных причин не может дать объективную оценку поведению усыновителей и не осознает его негативных последствий для себя, суд в соответствии со ст.57 СК РФ может принять решение об отмене усыновления и вопреки мнению усыновленного ребенка.
К выяснению мнения ребенка об отмене усыновления необходимо подходить деликатно даже тогда, когда установлены обстоятельства, дающие основания для отмены усыновления именно в интересах ребенка (например, усыновители страдают хроническим алкоголизмом, ведут аморальный образ жизни, не могут создать условий для надлежащего воспитания ребенка и т.п.). Если же усыновленный ребенок ранее не был осведомлен о своем усыновлении, то раскрытие тайны усыновления может тяжело отразиться на его моральном и даже психическом состоянии. Поэтому конкретные формы выяснения мнения ребенка об отмене усыновления должны определяться судом с учетом сложившейся ситуации и рекомендаций участвующего в рассмотрении дела органа опеки и попечительства.
Нередко с просьбой об отмене усыновления обращаются лица, усыновившие детей своего супруга (пасынков, падчериц) и в последующем расторгшие брак с матерью (отцом) усыновленного ребенка. Однако изменение отношений усыновителя с родителем ребенка не может являться безусловным основанием для отмены усыновления, поскольку усыновитель принимает на себя обязанности перед усыновленным ребенком, а не перед его матерью или отцом[58]. Лишь в отдельных случаях возможна отмена усыновления ребенка отчимом (мачехой) - когда мать (отец) ребенка препятствует участию усыновителя в воспитании ребенка, общению с ним, ссылаясь при этом на повторное вступление в брак, и требует от усыновителя лишь уплаты алиментов и т.п., т.е. если сохранение отношений по усыновлению противоречит интересам ребенка.
Возможна ситуация, когда взаимоотношения между ребенком и усыновителями (усыновителем) не сложились в результате объективных причин (ребенок помнит своих родителей, родных, недоброжелательно относится к членам семьи усыновителя, имеются отклонения в поведении ребенка, развитии и др.). Решение суда по иску об отмене усыновления ребенка в такой ситуации будет зависеть от заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка. В нем могут содержаться рекомендации суду об отмене или сохранении усыновления. Если суд посчитает, что отмена усыновления даже при таких обстоятельствах противоречит интересам ребенка, а кроме того, есть перспективы улучшения отношений между ребенком и усыновителями (усыновителем), в иске об отмене усыновления будет отказано, а усыновителям может быть предложено принять меры к налаживанию взаимоотношений с ребенком.
При обращении усыновителей в суд с требованием об отмене усыновления в связи с тем, что ребенок страдает тяжелым заболеванием, препятствующим нормальному воспитанию в семье, важно не только выяснить причину заболевания, но и установить - было ли известно усыновителям (усыновителю) о недуге ребенка на момент усыновления и как обеспечивали усыновители его лечение. Закон не содержит по этому поводу никаких указаний. Как правило, если ребенок заболел уже после его усыновления, то его болезнь не может сама по себе являться основанием для отмены усыновления. В тех же случаях, когда усыновители считали, что взяли на воспитание здорового ребенка, а впоследствии у усыновленного было обнаружено врожденное или наследственно-обусловленное заболевание, суд может принять положительное решение по иску усыновителей с учетом заключения органа опеки и попечительства о целесообразности отмены усыновления. Усыновление в данном случае может быть отменено, но только в интересах ребенка, связанных, например, с необходимостью прохождения длительного курса лечения в стационарном лечебном учреждении специального типа. Другое дело, когда усыновители пытаются уклониться от воспитания и содержания заболевшего усыновленного ребенка путем его помещения без достаточных оснований в учреждение здравоохранения. Если в последующем усыновители отказываются взять ребенка домой, то их действия могут быть расценены как виновное поведение, влекущее отмену усыновления в судебном порядке[59].
Основанием для отмены усыновления могут послужить и другие причины, например, касающиеся личности усыновителей (безвестное отсутствие, тяжелая болезнь, ухудшение материального положения, существенное изменение семейного положения и т.п.) или же связанные с изменением после усыновления обстоятельств, сделавших возможным само усыновление (родитель усыновленного ребенка выздоровел и признан судом дееспособным, суд отменил решение о признании родителя безвестно отсутствующим в связи с его явкой и др.).
Таким образом, суд вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя (усыновителей), когда по обстоятельствам, как зависящим, так и не зависящим от усыновителя (усыновителей), не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести отсутствие взаимопонимания в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он сильно привязан и не может забыть их после усыновления, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии, и т.п. Суд вправе отменить в перечисленных случаях усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет.