Очень влияет на выбор формы правления и государственного устройства уровень культуры граждан (причем, и обычной, и политической, и правовой), а также уровень социально–экономического развития. Это вполне очевидные факторы, влияющие на эти формальные свойства государства.
На формы государства оказывают влияние также такие факторы, как национальный и этнический состав страны, а также международное положение – наличие тех или иных соседей, связи с соседями. Наличие нескольких этнических групп может привести к тому, что в составе государства могут быть образованы автономные единицы. Международное положение может повлиять на установление более тесных связей, на образование федерации или конфедерации. Вышесказанное свидетельствует о том, что формы государственного устройства, формы правления, политические режимы – это не случайная игра природных сил, а в значительной степени предопределяются рядом важных факторов и обстоятельств.
В ряде случаев изменение либо формы государства, либо политического режима влечет изменения других формальных характеристик государства. Например, при изменении политического режима может изменяться форма правления. Так, когда в Греции в 1967 году произошел переворот, то военные отстранили от власти короля Константина, поскольку он высказывался против диктаторского режима и мешал ему. Бывает и наоборот: при установлении демократии в Испании после смерти генералиссимуса Франко, была восстановлена монархия, потому что испанцы связывали с личностью короля определенные демократические надежды. Король Испании Хуан Карлос оправдал такое доверие: во время попытки военного переворота король резко выступил против него, и переворот «захлебнулся». Король Испании стоит на страже демократических ценностей и является гарантом стабильности демократического режима в Испании.
После установления военного режима в 1974 году в Эфиопии, от власти был отстранен (низложен) император Хайле Селассие I. Затем он был убит, и после этого провозглашена республика. Смена режима повлекла смену формы правления.
В некоторых случаях, при изменении политического режима может меняться и государственное устройство. Например, при военных переворотах иногда федеративные государства превращаются в унитарные или наоборот. Например, в Нигерии после ряда военных переворотов была попытка превратить федерацию в унитарное государство. Это закончилось кровопролитной гражданской войной (конец 60–х годов).
В некоторых случаях при изменении политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием. Например, Чили была президентской республикой при президенте Сальвадоре Альенде. В результате военного переворота в 1973 году, после свержения президента Альенде, был установлен тоталитарный режим, но все равно, формально это была президентская республика, и генерал Аугусто Пиночет не провозгласил себя императором. Просто в одном случае был избранный глава государства, в другом – самоназначенный. Лицо, узурпировавшее власть, объявило себя президентом.
В современном мире монархий меньше, чем республик, однако категории «меньше/больше» носят достаточно относительный характер. Если, например, взять Западную Европу, то большинство стран являются монархиями. А если взять Латинскую Америку или Африку, то там практически нет монархий. Но мы ориентируемся при изучении нашего курса, прежде всего, на Западную Европу и Северную Америку, поэтому, а также потому, что монархия – это интересный предмет для изучения, мы посвятим монархии определенное место в нашей книге.
Слово «монархия» – греческого происхождения. Корень этого слова понятен: mono – единый, единственный. Монарх – единственный глава государства. Происхождение монархии теряется в глубине веков. Вопрос о том, что древнее – монархическая форма правления или республиканская – как мы установили, не имеет ответа. Обе формы были присущи первобытному обществу, поскольку первобытные племена могли иметь и вождя (прообраз монарха) – самого авторитетного, умного и решительного человека, и, естественно, какие–то свои важные вопросы решали совместно на племенных, родовых и прочих сходах. Одно другому не мешало.
Однако же, если брать историю более близкую, потому что первобытное общество далеко отстоит от современной европейской цивилизации, то монархия представляется более древней и архаичной формой, так как и средние века, и длительный период до средних веков – это период единоличной власти, период монархического правления практически во всех государствах Европы.
Что же понимать под монархией? Монархия, как мы уже отметили, – это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее свою власть по наследству. Главный признак монархии – переход титула, короны и всех полномочий, связанных с этим переход власти от отца к сыну, от одного близкого родственника другому. Наследственный характер передачи власти – главная черта любой монархии. Хотя, есть некоторые исключения – есть такое понятие, как «выборная монархия». Но это то исключение, которое лишь подтверждает общее правило.
Монархическая форма правления долгое время считалась и осознавалась людьми, как нечто естественное. Власть короля, царя воспринималась как власть, полученная от бога, от высших духовных сфер, правовые нормы, издаваемые ими, понимались как «божественное право», поэтому они практически не могли оспариваться, на них нельзя было покушаться. Это было нечто непререкаемое, абсолютно авторитетное. Закат монархии начался с буржуазных революций, с того, что подверглось сомнению как раз божественное происхождение власти монарха, и, следовательно, подверглось сомнению право монарха безраздельно управлять своими подданными. После появления конституций и закрепления в них прав и свобод личности, закрепления принципа охраны и защиты собственности, равноправия граждан перед законом, непререкаемая власть монарха перестала быть таковой. Может быть, одним из сильнейших ударов по монархии как институту явилась казнь короля Карла I Стюарта во времена английской революции, во времена Оливера Кромвеля, когда была провозглашена республика и «помазанник божий», король, был казнен.
В современном мире три разновидности монархии. Наиболее древняя форма – абсолютная монархия. Абсолютная монархия в современном мире встречается достаточно редко, в основном в странах Востока: Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар, Кувейт, Бруней и др. Абсолютная монархия означает абсолютную власть монарха – короля, султана, шейха и т.д. На практике это сводится к тому, что кроме монарха в данном государстве практически нет иных ветвей власти: в абсолютной монархии отсутствует парламент, судебная власть тоже либо отсутствует, либо воплощается в лице короля или тех лиц, которым он поручает осуществлять судебную власть.
Абсолютная монархия сейчас существует в тех странах, где граждане этих стран воспринимают ее, как нечто естественное, поскольку они находятся на таком этапе социально–экономического развития, что иные формы для них чужды, т.е. абсолютная монархия естественна там, где она воспринимается как нечто нормальное и естественное. Монарх может назначать членов правительства, может назначать премьер–министра, которые абсолютно зависимы от воли монарха, выполняют лишь то, что им поручено. Они могут быть отстранены от должности в любую минуту.
В ряде стран абсолютные монархи являются лицами, возглавляющими духовные конфессии, что, естественно, еще более усиливает и подчеркивает их власть. Таково положение короля в Саудовской Аравии, Омане. В некоторых случаях для «украшения государственного фасада» в некоторых абсолютных монархиях принимаются квазиконституции. Такого типа конституция была принята в государстве Катар в 1970 году, а в 1992 году король Саудовской Аравии Фахд опубликовал три закона, которые как бы создали правовую основу его государства: Основной закон, Закон о консультативном совете и Закон об административном устройстве. Хотя в 1 статье Основного закона отмечается, что конституцией Саудовского Королевства является священная книга мусульман Коран, этот закон все же имеет некоторые черты конституции. Данный акт состоит из 83 статей, которые определяют схему государственного механизма Саудовской Аравии. В основном, эти статьи основаны на многолетних традициях этого государства, но есть некоторые нормы, «заимствованные» из мирового опыта. Члены консультативного совета в составе 60 человек назначаются королем и получают право надзора за деятельностью правительства. В случае разногласия между консультативным советом и правительством, арбитром будет монарх. Консультативный совет – это не парламент, однако, нечто напоминающее его.
Следующей формой современной монархии назовем дуалистическую монархию (двойственную). Двойственность этой монархии в том, что здесь есть одновременно две сильных власти: власть наследственного монарха и избираемый народом парламент. Монарх представляет интересы уходящих социальных групп, а парламент – интересы возникающих новых слоев. Власть между монархом и парламентом делится как бы пополам. Парламент – законодательный орган. Он принимает законы по всем вопросам, которые определены парламенту. Полномочия монарха сводятся к полномочиям в сфере исполнительной власти. Монарх и парламент контролируют друг друга. В дуалистической монархии монарх наделен правом подписывать законы, но, если он не подписывает закон, то он, следовательно, осуществляет право вето, и закон не вступит в действие. Монарх в дуалистической монархии имеет право самостоятельно принимать акты типа указов. В некоторых случаях он имеет возможность вносить изменения в законы путем принятия своих указов. Монарх в такой монархии, как правило, имеет право роспуска парламента. Монарх назначает членов исполнительной власти: министров, премьер–министра. Выполняя эти действия, он не советуется с парламентом. Отметим, что в ряде стран дуалистическая монархия имеет свои особенности. Так монарх назначает на должность премьера не того, кого он хочет, а лидера партии, победившей на выборах. Но это не обязательное условие, а правительство ответственно перед монархом, а не перед парламентом.