Смекни!
smekni.com

Монархическая и республиканская формы правления и их разновидности (стр. 3 из 7)

По нашему мнению, дуалистическая монархия – это промежуточная форма между абсолютной монархией и конституционной монархией. Это такое состояние, когда монарх уже не может единолично управлять страной, а парламент, по ряду причин, не может отстранить его от власти, и они вынуждены сосуществовать в таком неустойчивом положении. Дуалистическая монархия – неустойчивая форма, потому что каждая из этих властей стремится захватить всю полноту власти. Монархия хочет вернуть утраченное, а парламент – полностью отстранить монарха от кормила власти. Примеры «классической» дуалистической монархии привести непросто, т.к. дуализм неустойчив, он может колебаться то в одну, то в другую сторону. С теми или иными оговорками в современном мире к дуалистической монархии можно отнести Иорданию, Марокко, Королевство Непал. При дуализме все же решающая сила, решающая власть принадлежит монарху, хотя он вынужден считаться с парламентом.

Самой распространенной в современном мире и естественной формой монархии является парламентарная (конституционная) монархия. Мы употребляем оба термина в качестве синонимов, хотя в некоторых книгах парламентарная и конституционная монархия разделяются, мы считаем, что это одно и то же.

Как и почему появилась парламентарная монархия? Мы полагаем, что когда дуалистическая форма не устраивает правящие слои, то усиление роли парламента и групп, стоящих за ним неизбежно. Парламент постепенно забирает всю полноту власти, и дуалистическая монархия превращается в парламентскую.

Какой главный признак конституционной монархии? Это ответственность правительства перед парламентом, а не перед монархом. Монарх в парламентарной монархии играет роль символа государства, а реальной власти у него нет. Здесь классической формулой, объясняющей реальное положение монарха, является формула «Монарх царствует, но не правит». Впервые об этом сказали англичане. Их монарх уже много лет царствует, но не правит, как, впрочем, большинство монархов Западной Европы. Власть монарха в конституционной монархии не распространяется на законодательную сферу, хотя формально в большинстве стран монарх подписывает законы. Но либо по традиции, либо по закону (в зависимости от конкретной страны), монарх в парламентарном государстве не имеет права вето. Он обязан подписать любой принятый парламентом закон. В Конституции Японии прямо записано, что монарх не имеет права вето. В других странах это не записывается, но фактически никогда не оспаривается монархом.

В конституционной монархии у главы государства формально всегда сохраняется ряд важных полномочий. Например, в ряде стран глава правительства, премьер–министр, становится главой правительства только после акта, подписанного монархом. Но в абсолютном большинстве случаев никакого выбора у монарха нет. Он обязан подписать все то, что ему предлагается для подписи. Он назначает либо лидера партии, которая имеет большинство в парламенте, либо лидера парламентской правительственной коалиции и т.д.

В некоторых странах сохранено формальное право монарха издавать законодательные акты. То есть, акты, имеющие силу закона. Но в парламентской монархии акты, исходящие от монарха, приобретают юридическую силу только после процедуры контр-ассигнации, т.е. министерской подписи, которую ставит рядом с подписью монарха премьер–министр или министр. Происхождение процедуры контрассигнации достаточно интересно. В средние века подпись министра на актах, подписанных королем, ставилась для того, чтобы король не отвечал за неудачно принятый закон, чтобы было ответственное лицо (как сказано в Библии – «козел отпущения»). Но в связи с тем, что власть монарха ослабевала, подпись министра стала главной, а подпись монарха – стала лишь данью традиции. Акты, якобы исходящие от монарха, на самом деле исходят от правительства и просто приобретают особый ореол после подписи монарха.

Различают «старые» конституционные монархии и «новые». В старых, т.е. в тех, в которых монарха лишили реальной государственной власти очень давно (более 150–200 лет назад), сохраняются, так называемые, «спящие полномочия монарха». К таким монархиям можно отнести Великобританию, Бельгию, Норвегию. «Спящие полномочия» означают такую ситуацию, когда некоторые важные полномочия монарха в обычной жизни не применяются, но могут применяться в кризисной ситуации. Они, так сказать, «просыпаются» в необходимый момент. Классическим примером является право короля Великобритании назначать премьер–министра, если места в парламенте после выборов разделились пополам, и нет доминирующей (победившей) на выборах партии. Скажем, избрано 300 человек от одной и 300 человек от другой партии. В такой ситуации монарх назначает премьер–министра. Можно подумать, что это абсолютная абстракция, но на самом деле «спящие полномочия» применялись сравнительно недавно. Например, в 60–е годы в Великобритании было несколько случаев, когда «симпатии» избирателей делились пополам, число парламентариев от лейбористской партии и от консервативной было равным. Королева Елизавета II использовала «спящие полномочия» и назначила премьер–министра. Таким премьер–министром стал Гарольд Макмиллан. Правда, такое назначение король может делать по совету Королевского Тайного Совета, и фактически Королевский Тайный Совет и определяет кандидатуру будущего премьера.

Указами монарха распускается парламент. Фактически, конечно, решение принимает премьер–министр, но оформляется это указом короля.

Монархи в конституционной монархии принимают послов, их верительные и отзывные грамоты, награждают граждан орденами и медалями, присваивают почетные титулы и звания. Они олицетворяют государство – совершают официальные визиты в случаях торжеств и печальных событий. Конституционная монархия, хотя монарх и не имеет реальной власти, выполняет важную функцию, поскольку монарх является символом нации.

Главной характерной чертой парламентарной монархии является ответственность правительства перед парламентом за свои действия. Это означает возможность парламента формировать правительство и уволить его в отставку в необходимых случаях (реальный вотум недоверия).

Слово «республика» в переводе с латинского языка означает «общее дело» (respublicum). Республика – это такая форма правления, при которой все органы высшей власти избираются, либо посредством прямых выборов населением, либо при помощи многоступенчатых выборов. Республиканская форма правления, также как и монархическая, очень древняя. Она была известна и в рабовладельческом государстве (Древней Греции, Древнем Риме), иногда встречалась в феодальном государстве (Венеция). Но наиболее всего она характерна для новой и новейшей истории. Современная республика имеет несколько форм. Иногда эти формы делят на пять–шесть видов. Но, чаще всего, называют две основные формы республик – президентская республика, парламентская республика, а также называется третья промежуточная «смешанная» форма республики.

Президентская республика. Этот термин происходит от того, что здесь президент республики играет доминирующую роль. Иногда такого президента называют «сильный» президент. Каковы же признаки президентской республики? В абсолютном большинстве случаев президент в президентской республике избирается народом, гражданами. Наряду с президентом действует парламент, который тоже наделен очень широкими властными полномочиями. Полномочия парламента и президента в президентской республики настолько велики, что иногда президентскую республику, по аналогии с дуалистической монархией, именуют дуалистической республикой.

Самой характерной чертой президентской республикой является четкое разделение власти между президентом и парламентом. Хотя, при обозначении этого принципа всегда имеют в виду и судебную власть. В президентской республике президент, практически всегда, возглавляет и олицетворяет собой исполнительную власть. Он назначает правительство, причем, делает это либо вообще без участия парламента, либо с минимальным его участием. Правительство, назначенное президентом, не ответственно перед парламентом, парламент не имеет право объявления вотума недоверия правительству и премьер–министру. В редких случаях бывает возможность вотума недоверия отдельным министрам, но это не меняет общей картины.

В соответствии с четким принципом разделения властей, не только парламент не может прямо влиять на правительство, но и президент не имеет права роспуска парламента, даже по формальным основаниям. Президент и парламент существуют как бы каждый на своем поле. Ответственность правительства перед президентом и отсутствие вотума недоверия у парламента – это, пожалуй, главный принцип президентской республики.

Прямые выборы президента существуют в таких странах, как Мексика, Египет, Колумбия, Венесуэла, Филиппины, Зимбабве. В некоторых странах применяется косвенное голосование, косвенные выборы. Например, в США. Косвенные президентские выборы в США, формально являясь непрямыми выборами, фактически прямые выборы, только разделенные на два этапа.

Президент в президентской республике, помимо того, что он назначает членов правительства, в ряде случаев является прямым и непосредственным главой этого правительства. Так, например, в Соединенных Штатах Америки правительство возглавляет президент США. В некоторых случаях должность премьер–министра предусмотрена. Например, в Египте, Эстонии и других странах. Нужно сказать, что роль премьер–министра, если он имеется в президентской республике, достаточно незначительна. Это как бы старший министр или административный премьер. Практически, главой исполнительной власти всегда является президент. В некоторых странах по конституции парламент формально может высказать недоверие правительству, но оно не вполне обязательно для президента. Например, в Перу президент может не уволить правительство в отставку после вотума недоверия, а уволить парламент. Иначе говоря, обратить меры воздействия против законодательного органа, а не против своего правительства.