Смекни!
smekni.com

Избирательное право. Референдумы и плебисциты (стр. 11 из 16)

Частым и характерным нарушением законодательства в области выборов является умышленное увеличение числа опущенных в избирательные урны бюллетеней (подбрасывание), когда при подсчете оказывается больше бюллетеней, чем зарегистрированных кандидатов. Законодательство некоторых стран предусматривает такой выход из такого положения: наугад из общего количества изымается столько бюллетеней, сколько их является лишними, остальные подсчитываются, и подводятся итоги выборов.

Встречается искусственное увеличение числа поданных голосов за какого-то «выгодного» мошенникам кандидата. Бывает прямая приписка голосов, когда бюллетени, поданные за одного кандидата, приписываются другому. Виды избирательной преступности очень различны. К их числу относятся и подкупы избирателей, и угрозы. Иногда заменяются целые опечатанные мешки с бюллетенями на другие, в которых уже находятся сфальсифицированные бюллетени. В некоторых случаях наряду с официальными бюллетенями, используются подделанные и т.д. То есть спектр нарушений весьма разнообразен, а обнаруженные нарушения часто приводят к тому, что результаты выборов по какому-то конкретному округу могут быть признаны незаконными и выборы несостоявшимися.

Лица, уличенные в таких нарушениях, привлекаются к ответственности: в некоторых случаях к административной, а в ряде случаев и к уголовной. Статистика этой преступности в ряде стран достаточно велика. К примеру, в Японии после каждых выборов несколько сот человек привлекаются к ответственности. Эти цифры свидетельствуют о том, что там число таких нарушений достаточно велико.

В некоторых случаях используются «мертвые души»: когда списки избирателей умышленно не обновляются и за уже выбывших или умерших избирателей бюллетени опускают нечестные работники избирательного участка. В странах Европы избирательное мошенничество встречается достаточно редко. Что касается США, то введение избирательных машин явилось следствием того, что американцы боролись с избирательным мошенничеством. Машины для выборов действительно затрудняют фальсификацию выборов.

2. Мажоритарная система

избирательное право выборы

Под избирательной системой в узком смысле слова понимают закрепленные в законе способы выдвижения кандидатов, образования избирательных округов, подсчета голосов и распределения депутатских мест в парламенте.

Существует две основные разновидности избирательных систем: мажоритарная система и пропорциональная система. Есть еще третий вариант – смешаная система, которая представляет собой соединение мажоритарной и пропорциональной систем.

Мажоритарная избирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит «большинство». Отметим, что мажоритарная избирательная система – это старейшая система, именно с этого варианта начали проводиться выборы в парламенты. За довольно долгий исторический срок применения мажоритарной системы сложилось три ее варианта.

Наиболее редко встречающийся вариант – мажоритарная система квалифицированного большинства. По этой системе для победы на выборах требуется, чтобы победивший кандидат получил квалифицированное число избирателей – 2/3, 3/4 голосов избирателей и т.д. По некоторым избирательным законам такое квалифицированное большинство называлось конкретной цифрой. Например, до 1993 года по итальянскому законодательству о выборах для того, чтобы быть избранным в Верхнюю палату парламента будущий сенатор должен был набрать не менее 65 процентов голосов. Получение такого высокого процента голосов, конечно, дело трудное, особенно в условиях многопартийности и плюралистической демократии. Поэтому система квалифицированного большинства применялась редко, кроме того, существует определенная специфика ее применения. Эта система применяется в два тура. Если в первом туре никто из кандидатов не получал эти 2/3 или 3/4, то законом предусматривается проведение второго тура, в котором остаются только два кандидата. Для победы во втором туре требуется набрать голосов больше, чем у соперника.

Система квалифицированного большинства в некоторых случаях применяется не для выборов в парламент, а для выбора отдельных должностных лиц. Например, согласно конституции Италии 1947 года (ст.83), избрание президента Италии производится парламентом. Для победы необходимо большинство (2/3) собрания, состоящего из депутатов. После третьего тура, если никто не получал 2/3, то для победы предусмотрено абсолютное большинство, т.е. 50% плюс один голос. Кстати, такие большие цифры, необходимые для победы, всегда затрудняли достижение результата, и выборы становились достаточно долгими, избирательный процесс затягивался. Например, при отсутствии согласия между политическими группировками и фракциями выборы президента Италии часто требовали очень большого числа туров. Из 9 избранных на основании конституции 1947 года президентов лишь двое были избраны в первом туре: первый временный президент Э.Де Никола и президент Франческо Коссига. Для большинства других потребовалось большее число туров. Например, президент Луиджи Эйнауди и Джованни Гронки были избраны в 4-ом туре, Антонио Сеньи – в 9-ом туре, 60-е и 70-е годы потребовали очень большого количества туров, поскольку невозможно было набрать ни квалифицированного, ни абсолютного большинства голосов. Для избрания президентом Джузеппе Сарагата в 1964 году потребовался 21 тур голосования, для избрания Джованни Леоне в 1971 году – 23 тура, для избрания Алессандро Пертини – 16 туров. Нынешний президент Италии Оскар Луиджи Скальфаро был избран в 1992 году также после 16 туров голосования.

Мажоритарная система абсолютного большинства более распространена, чем система квалифицированного большинства. Ее иногда называют французской моделью, потому что она традиционно используется во Франции и в ранее зависимых от Франции территориях. Кстати, эта модель применялась в СССР, и распространена в ряде стран СНГ. По этой система кандидату для избрания в первом туре нужно набрать 50% голосов плюс 1 голос. В ряде случаев этот процент берется от числа избирателей всего округа, в некоторых – от числа принявших участие в голосовании. Естественно, в разных вариантах этой системы количество избирателей, необходимое для победы, будет разным. Если в первом туре никто не набирает эти «50+1», то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набрали больше других. Для победы во втором туре достаточно набрать больше хоть на один голос, чем конкурент.

Эта система иногда имеет любопытные дополнительные правила. Например, во Франции предусмотрено, что, если голоса разделились поровну, то предпочтение отдается старшему по возрасту кандидату.

Наиболее часто применяемая мажоритарная система называется мажоритарной системой относительного большинства. В Америке ее еще называют «системой, по которой победитель получает все». Это наиболее простая и эффективная система. Для победы на выборах кандидату необходимо получить число голосов, которое превышает число голосов у любого из его соперников. Цифра этого превышения может быть любой. Для победы достаточно получить больше на один голос, чем любой другой соперник. Эта система проводится в один тур, потому что всегда кто-нибудь, хоть не намного, но получит больше, чем его конкуренты.

Данная система используется в Великобритании, США, в Индии и вообще в странах англосаксонской правовой системы, связанных, так или иначе, с британской традицией. Эта система весьма универсальна. Она используется как при выборах в одномандатных округах, так и при выборах в коллегиальных органах. Она допускает различные модификации избирательных округов, соперничество как отдельных кандидатов, так и партийных списков. Данная система очень понятная и экономная в применении, потому что проводится в один тур, и в результате всегда избирается полный состав парламента, муниципалитета и т.д.

Хотя практически все варианты мажоритарной системы результативны и просты в понимании и применении, они имеют и существенные недостатки. Прежде всего, одним из самых очевидных недостатков является то, что практически всегда, когда подводятся итоги выборов, оказывается, что кандидат или победившая партия представляют меньшинство избирателей, а голоса, поданные за противников, никак не учитываются и попросту пропадают. Во многих источниках приводится совершенно потрясающий пример диспропорций, которые появляются иногда при применении мажоритарной системы. Так, например, в 1957 году во Франции проводились выборы в Национальное собрание (парламент Франции). Тогда было две ведущих и крупнейших партии: партия Де Голля (ЮНР) и коммунистическая партия. Партия Де Голля, когда были подсчитаны голоса, собрала 3608958 голосов. А ФКП собрала 3882204 голоса, т.е. приблизительно на 300 тысяч больше. Однако, в конечном итоге, (потому что итоги подводились по отдельным округам, а не по стране) ЮНР получила 189 мандатов, а ФКП – всего 10 голосов. При другой, более справедливой системе, ФКП получила бы 83 места, а ЮНР – 82.