Например, в Эфиопии в 1974 г. Координационный комитет вооруженных сил низложил императора Хайле Селассие I, а затем, через год после его насильственной смерти, провозгласил республику. Установленная таким образом республика в течение многих лет управлялась этим "временным" комитетом.
Шестая группа источников – это каноническое или религиозное право. Нужно сказать, что это довольно редкий источник и применяется, естественно, далеко не во всех странах, но, как минимум, три группы религиозного права существует в мире. Прежде всего, следует назвать мусульманское право, индусское право и иудейское право, которое применяется в Израиле.
Мусульманское право, возможно, наиболее разработанная отрасль канонического права, потому что включает практически столько же частей и групп, сколько обычное право, светское. Назовем эти составные части мусульманского права. Это, прежде всего, шариат. Шариат – это нормы, заключенные в Коране, т.е. это боговдохновленное право. С точки зрения формы, это писаное право, это суры Корана, которые регулируют отношения между человеком и Богом, между людьми, между людьми и государством. Последняя, третья часть Шариата – безусловно, наша сфера, сфера конституционного или государственного права. По мнению мусульманских ученых, теологов и правоведов, это воля аллаха, при помощи которой он руководит обществом. Вторая часть мусульманского права – это так называемая сунна. Сунна – это предания, или, иначе говоря, хадисы о поступках пророка, записанные после его смерти, т.е., так называемая, исламская традиция. Этих преданий много, записано их несколько тысяч.
Они используются при рассмотрении конкретных дел или толковании конкретных казусов. Третья группа мусульманского права – иджма. Это общее мнение теологов, которое включает в себя акты первых четырех праведных халифов, принятых после консультации с теологами. Это изменяемый источник права, потому что мнение теологов может меняться. Четвертая группа мусульманского права – это, так называемый, фикх, это правовая доктрина, т.е. наука о праве. Далее частью мусульманского права является кияс – умозаключение по аналогии, правовой прецедент. И, наконец, есть еще такая часть мусульманского права, которая называется фетва.
Это решения, сконструированные на основании разрешения конкретных дел. Фетвы принимаются авторитетными лидерами в исламе и являются для остальных мусульман обязательными. Наиболее известная фетва была вынесена знаменитым Имамом Хомейни, иранским духовным лидером, и касается она писателя Салмана Рушди, который написал книгу ("Сатанинские стихи"), задевавшую какие–то важные религиозные струны, и данной фетвой Хомейни назначил наказание за "богохульство" Салману Рушди – смертную казнь. Очень тяжелые последствия от такого легкомысленного литературного поступка. К счастью, эта фетва не исполнена и писатель–"вольнодумец" жив.
Во многих странах в конституциях, т.е. в светских документах, шариат объявляется источником законодательства. Это касается, например, конституции Египта 1971 г., Сирии 1971 г., Пакистана 1973 г., Ирана 1979 г. и т.д. Некоторые страны свой исламский характер подчеркивают даже названием государства – Исламская Республика Пакистан, Хашемитское Королевство Иордания, Исламская Республика Иран, Исламская Республика Каморские острова и т.д.
В Индии ряд религиозных норм применяется при разрешении некоторых споров судьями на низовом уровне, например, на уровне мирового судьи. Эти нормы регулируют правила землепользования, какие–то семейные отношения и т.д. Но на такой высокий уровень, как мусульманское право, оно не распространяется.
Важное значение играют религиозные нормы в Израиле. В Декларации о создании государства Израиль 1948 г. сказано, что государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира, понимаемых согласно с учением пророков Израиля. И хотя декларация эта не считается конституцией, в заключениях Верховного Суда Израиля неоднократно говорилось, что ее правовое значение в том, что нормативные акты должны издаваться в соответствии с ней. Учение о пророках, о которых упоминает Декларация – это религиозные нормы, записанные в священных книгах иудейской религии – Торе (пятикнижии), Талмуде и др.
Каноническое право в ряде стран существует, но в большинстве стран оно касается только служителей культа (священников разных конфессий) и, как правило, на граждан не распространяется, поэтому названные выше три системы нами выделены, а остальные к источникам конституционного права отнести невозможно.
Седьмой источник конституционного права – это естественное право. Естественное право – категория достаточно необычная и далеко не всеми авторами включается в систему источников конституционного права, но отказаться от этого источника невозможно. И это хотя бы потому, что в ряде зарубежных конституций есть ссылки на естественное право. Например, конституция ФРГ в Ст.1 говорит о неприкосновенных и неотчуждаемых правах человека. Естественное право понимается в большинстве стран мира, которые ссылаются на него, как неизменные, присущие человеку абсолютные нормы поведения, которые можно вывести из неизменности человеческой природы. Это наиболее важные права, свободы, которые касаются каждого человека. Возможно, впервые ссылку на естественное право применили американцы в своей Декларации о независимости от 4 июля 1776 г., которая была принята 13 штатами при провозглашении независимости США. В этой Декларации говорится о том, что создатели ее считают "самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Вот это и есть перечисление наиболее важных естественных прав.
К числу источников конституционного права в ряде случаев относят международный договор (это будет восьмой источник). Международные договоры – это такие важнейшие акты, как, например, Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г. и ряд других. Международные договоры, с одной стороны, – это источники международного права, а с другой стороны, большинство современных конституций закрепляют такое положение, что международное право имеет приоритет перед правом внутригосударственным и это заставляет учитывать международные договоры в качестве нормального, авторитетного источника конституционного права. Более того, международные договоры или приравниваются к внутригосударственному праву, или трансформируются во внутригосударственное право (например, путем ратификации) и применяются наравне с ним. Поскольку международные договоры – это сфера самостоятельной правовой науки, в настоящей книге подробно говориться об этом не будет.
Девятый источник близок к судебному прецеденту, его называют "акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов", но это не вполне и не совсем судебный прецедент, потому что толкование может производиться судом, а может производиться и главой государства, который разъясняет принятый им закон, либо даже парламентом, т.е. толкование это не самостоятельный акт, но акт, определяющий правоприменение, а иногда даже изменяющий суть каких–то норм. Ряд научных работ вносит такие акты в круг источников конституционного права, и для этого есть достаточно оснований.
И последняя, десятая группа источников конституционного права, также не совсем типичная группа. Это политические декларации и совместные постановления политического руководства правящих партий и парламентов.
В недавнем прошлом такие акты были характерны для нас, для советского государства, например, были совместные постановления ЦК КПСС, ВЦСПС и Совета Министров, или совместные постановления ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета. В настоящее время у нас таких актов нет, но для ряда развивающихся государств (например, стран Африки, для КНДР, Кубы, КНР) такие своеобразные акты до сих пор характерны. Они могут регулировать очень важные отношения и поэтому, безусловно, входят в ряд конституционных источников, т.е. источников конституционного права.
Общественные отношения, урегулированные нормами права, называются правовыми отношениями или правоотношениями. Правоотношения делятся по отраслям права. Есть, например, уголовно–правовые отношения, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами уголовного права, есть гражданско–правовые отношения, семейные правоотношения и т.д. Предметом правового регулирования конституционного права также являются определенные группы общественных отношений. Они, естественно, имеют свои особенности, отличаются от гражданско–правовых, уголовно–правовых, семейно–правовых. Главной их характеристикой, как обычно отмечают в научной литературе, является тот факт, что это общественные отношения в сфере реализации государственной власти. Государственная власть реализует свои функции в самых различных сферах: государство направляет экономическую жизнь страны, государство регулирует внешнюю политику, как правило, выполняет важные социальные задачи, осуществляет охрану общественного порядка, так или иначе, участвует в культурных процессах и т.д. Далеко не все сферы реализации государственной власти относятся к сфере конституционного права (например, сфера уголовно–правового принуждения). К числу же таких форм осуществления государственной власти, которые, безусловно и неоспоримо, являются сферой конституционно–правовой, относят наиболее известные институты конституционного права: законодательная деятельность, осуществление правительственной власти, образование и регулирование деятельности иных государственных органов, например, органов местного самоуправления, регулирование деятельности органов правосудия, регулирование образования органов власти путем выборов, регулирование форм непосредственной демократии – референдумов, плебисцитов, т.е. такая сфера, которая не относится ни к одной другой отрасли права, а вся поглощается конституционным правом. Это, прежде всего, сфера политической жизни, урегулированной нормами права.