Вторую группу составляют лица, не имеющие патологических изменений в области психики и половой сферы. Их можно подразделить на три подгруппы. В первую входят хронические алкоголики, наркоманы, а также лица, ранее судимые за злостное хулиганство, разбои, половые и другие насильственные преступления. Их отличают грубость, жестокость в обращении с окружающими, моральная распущенность, извращенность в удовлетворении половой страсти. Ко второй подгруппе относятся лица, не имеющие резко выраженных признаков первой подгруппы. В большинстве своем они отличаются примитивными интересами, циничным отношением к женщине, злоупотреблением алкогольными напитками. Сюда же относятся и лица, которые совершили изнасилование при наличии сложных, специфических взаимоотношений с потерпевшей, в ситуации, когда ее поведение было опрометчивым, рискованным и даже провокационным. В третью подгруппу входят несовершеннолетние насильники. По данным статистики, несовершеннолетними совершается ежегодно треть изнасилований. При этом процентное соотношение изнасилований, совершенных подростками, имеет стабильную тенденцию к росту.
При нападении в одиночку они чаще всего посягают на малолетних или несовершеннолетних. При совершении преступления в группе их жертвами оказываются как несовершеннолетние, так и взрослые женщины, в том числе преклонного возраста. Групповые изнасилования с участием несовершеннолетних сопровождаются жестоким, особо циничным отношением к жертве, извращенными способами удовлетворения половой страсти. Иногда такие изнасилования заканчиваются лишением жертвы жизни, над которой подростки глумятся, вырезая половые органы, молочные железы, заталкивают во влагалище инородные предметы (бутылки, палки и т.п.). В процессе раскрытия изнасилования, совершенного несовершеннолетними или с их участием, следует учитывать, что довольно часто такая группа совершает и другие преступления (кражи, грабежи, хулиганство и т. п.), которые, как правило, следуют одно за другим. Причем большинство участников группы обычно являются жителями одного района, хорошо знают друг друга по учебе, совместному времяпрепровождению и совершают изнасилования недалеко от места постоянного проживания или же мест, где проводят свой досуг.
Следует отметить, что в группы несовершеннолетних насильников нередко входят и взрослые: не только юноши (как правило, 18-19 лет), но и девушки (организаторы, подстрекатели, пособники), которые провоцируют ребят на изнасилование своих, по их мнению, слишком скромных и порядочных подруг, знакомых девушек, а также и малолетние мальчики 9-13 лет. Последние, подражая более старшим ребятам, в процессе изнасилования совершают аналогичные действия, в том числе и половой акт. Случаи, связанные с совершением изнасилований лицами, отнесенными выше к первой группе, с различными аномалиями психики (точнее психопатами с половыми извращениями) следует рассмотреть более подробно. Обыденное название таких лиц – сексуальные маньяки.
В последние 20-25 лет в России распространились изнасилования, совершаемые сексуальными маньяками. В процессе изнасилований и насильственных действий сексуального характера они проявляют особую жестокость по отношению к своим жертвам, глумятся над ними до, во время преступления и даже после убийства потерпевших. Подобные преступления, имеющие под собой сексуальную почву, известны с XV в., они распространены почти во всех странах мира и обычно совершаются серийно.
Еще 3. Фрейд отмечал, что есть много людей “...ненормальных в сексуальной жизни и соответствующих во всех остальных пунктах среднему человеку, не отставших от человеческого культурного развития, слабым пунктом которого остается сексуальность”[18]. Совершая изнасилования, они компенсируют свою сексуальную несостоятельность. Имея хорошую репутацию на работе, они без труда могут убедить своего начальника в том, что в определенное время находились на рабочем месте, хотя фактически отсутствовали, совершая преступления.
Для сексуальных маньяков характерно то, что они совершают изнасилование не один раз, а множество, повторяя свои действия в однородных местах, в отношении одного типа потерпевших. “Ему нужна еще одна жертва, а потом понадобится вторая, и так без конца. Упившись кровью он на несколько недель впадает в оцепенение, а затем в нем с новой силой загорится чудовищное желание, и утолит его только женская плоть и кровь”.
Отметим, что у каждого “сексуального маньяка” своя “узкая специализация”, — изнасилование либо только малолетних девочек (или недалеко ушедших от них по возрасту несовершеннолетних); либо определенным образом одетых женщин (девушек), либо делается акцент на месте совершения преступления. Эта особенность начинает проявляться еще в раннем детстве, поэтому следователям, работающим по делам данной категории, при проверке версий необходимо изучать личности подозреваемых, начиная с этого периода их жизни.
14. Исследование личности потерпевшей
В последнее время важное место в криминалистических исследованиях отводится роли жертвы в генезисе самого преступления, ее межличностным связям и отношениям с преступником. Как показывает практика, более 65% жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, а более половины из них употребляли спиртные напитки совместно с убийцами и непосредственно перед совершением преступления.
Исследования показывают, что каждая восьмая потерпевшая не работала, более десяти процентов вели паразитический образ жизни, в сорока процентах случаев поведение потерпевших перед преступлением было аморальным или противоправным, в том числе часто и провокационным. Такие особенности личности и поведения потерпевших, безусловно, могли способствовать увеличению риска совершения в отношении них тяжких противоправных действий.
Следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшей, учитывая ее психическое состояние и индивидуальные особенности и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Изучение психофизиологических свойств потерпевшей, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможность совершения потерпевшей тех или иных действий, а в целом - создать правильную картину события. Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшей, организации следственных действий.
С целью исключения ошибок в показаниях потерпевшей важно учитывать особенности восприятия ею в момент совершения преступления обстоятельств дела, личности преступника. Экспериментально доказано, что испытываемые ею чувства страха, гнева, стыда, обиды и т. п. могут способствовать искажению восприятия, суживая его объем, приводя к неправильной оценке ряда фактов, признаков, деталей. При физиологическом аффекте, который встречается нередко в результате преступного посягательства на личность, у потерпевшей затрудняется самоконтроль, правильная оценка своих действий, ухудшается восприятие реальной обстановки.
В подобных состояниях потерпевшая может ошибиться, оценивая физические данные преступника, количество правонарушителей, характер действий нападавших и т. п. Однако сильные переживания, испытываемые потерпевшей в момент совершения преступления, зачастую делают их восприятие более глубоким, ярким, дают возможность надолго запомнить многое, даже незначительные детали события, признаки действия преступника[19].
Поскольку преступление наносит душевную травму потерпевшей, она мысленно многократно возвращается к случившемуся, вспоминая обстоятельства преступного события. При этом потерпевшей нередко удается вспомнить какие-либо существенные обстоятельства, о которых она не сообщила при первом допросе. Вот почему с учетом физического и психического состояния потерпевшей, стараясь не причинить ей излишних психологических травм, целесообразно в большинстве случаев провести повторный допрос. Следует иметь в виду, что частые воспоминания случившегося и связанных с этим переживаний активизируют мыслительные процессы потерпевшего, усиливают ее стремление найти виновных. Вот почему потерпевшие зачастую сами склонны выдвигать многочисленные предположения о том, кто и почему совершил преступление. Допуская, что многие из таких предложений не основаны на каких-либо фактических данных, следователь не должен отметать их с порога. Во-первых, это помогает установлению психологического контакта. Во-вторых, в версиях потерпевшей вполне может быть здоровое зерно. Следственной практике известно немало случаев, когда предположения потерпевшей подтверждались в ходе расследования дела.
Анализ следственной практики показывает, что нередко потерпевшими оказываются лица, ведущие аморальный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками, склонные к конфликтам, ссорам, неуважению к окружающим.
Фактором, влияющим на показания потерпевшей, может оказаться внушение, преднамеренное или непреднамеренное. В большей степени это характерно для несовершеннолетних потерпевших, но внушению могут быть подвержены и взрослые. Потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда внушаемые сведения соответствуют их интересам. Неполнота, неточность данных потерпевшей также способствует внушению. Для того чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе предусмотрены определенные процессуальные меры, в частности, запрещены наводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ.
Заключение
Половая свобода и неприкосновенность личности охранялась, охраняется и всегда будет охраняться как одно из самых главных прав и свобод человека и гражданина. Являясь важной проблемой современности, распространение изнасилования как самого тяжкого и распространенного из половых преступлений, не может остаться без внимания ни одного человека, хоть как то заинтересованного в своей судьбе и судьбе своей страны. И может именно поэтому, я заинтересовалась данной темой и посвятила ей свою курсовую работу.