Понятие, задачи и виды органов предварительного расследования
Органы предварительного расследования—это специальные государственные органы и должностные лица, содержанием деятельности которых является выявление, раскрытие и расследование преступлений, их предупреждение и пресечение. Иначе говоря, задачи этих органов в соответствии со ст. 7 УПК РБ состоят в защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Правильно проведенное расследование — необходимое условие обеспечения неотвратимости ответственности за каждое совершенное преступление. От уровня и качества работы органов предварительного расследования во многом зависит эффективность деятельности суда, осуществление правосудия в соответствии с законом, иначе говоря, вынесение судом от имени государства законного и обоснованного приговора. В связис этим в системе органов, ведущих борьбу с преступностью, органы расследования занимают важное место. По подавляющему большинству уголовных дел ввиду их сложности без предварительного производства было бы невозможно качественное судебное разбирательство, отправление правосудия на должном уровне. Хотясуд проводит самостоятельное исследование доказательств в судебном заседании, однако он не всегда всостоянии исправить ошибки, допущенные следователем или органом дознания. Поэтому от всесторонности, полноты и объективности расследования зависит качество работы суда первой инстанции, законность и обоснованность итогов судебного разбирательства. Вследствие чего деятельность органов предварительного расследования должна быть проникнута духом строжайшего соблюдения законности, прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращений и наказания, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. и ратифицированной БССР в 1987 г., в ст. 27 Конституции Республики Беларусь зафиксирована норма о том, что никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Лица допустившие незаконные методы следствия, особенно связанные с применением пыток или жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения, должны нести ответственность по закону.
Для успешного проведения предварительного расследования нужны высокий профессионализм дознавателей и следователей, постоянное повышение их мастерства, справедливое вознаграждение за нелегкий и нередко опасный труд, их социальная и правовая защищенность. Необходимы надлежащая материально-техническая оснащенность следственных аппаратов, внедрение в следственную практику достижений современной науки и передового опыта, использование помощи общественности для раскрытия лиц, их совершивших, в профилактике преступлений, а также тесное взаимодействие в работе органов предварительного следствия и дознания.
Поскольку предварительное, досудебное производство по уголовным делам как правило, осуществляется в форме дознания и предварительного следствия, органы, проводящие эту деятельность, делятся на два вида: органы дознания и предварительного следствия.
Органы дознания – это компетентные государственные органы и должностные лица, задачей которых является раскрытие преступлений, выявление и розыск виновных лиц, предупреждение и пресечение преступлений. Они осуществляют вспомогательное по отношению к предварительному следствию расследование. Лишь по делам о преступлениях, не представляющих особой сложности и значительной общественной опасности, органы дознания проводят расследование в полном объеме, и их материалы являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Основные этапы развития органов предварительного расследования
Как и старый суд и прокуратура, полицейский аппарат дознания и предварительного следствия царской России был уничтожен Октябрьской революцией. Хотя нужно отметить, что следователи введенные судебными уставами 1864 г. и состоявшие при окружных судах, пользовались значительной процессуальной самостоятельностью и независимость при производстве следствия.
С первых дней установления пролетарской диктатуры наряду с новыми судами стали создаваться следственные комиссии при местных Советах и революционных комитетах. Их учреждение было предусмотрено Декретом о суде № 1 от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. для расследования дел о преступлениях, подсудных революционным трибуналам. По делам, рассмотрение которых относилось к компетенции местных судов, следствие проводили единолично местные судьи. Постановления о личном задержании и предании суду подлежали утверждению всем составом местного суда.
Функции органа дознания стала выполнять милиция, созданная для охраны революционного порядка и борьбы с общеуголовной преступностью на третий день Советской власти, т.е. 10 ноября 1917 г.
Суверенная Беларусь установила свою дату рождения белорусской милиции – 4 марта. Именно в этот день, после февральской революции 1917 г. была образована и стала успешно действовать Минская городская милиция, которую возглавил известный большевик – М.В. Фрунзе.
Особая следственная комиссия по делам о контрреволюционных и других наиболее опасных преступлениях в лице Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) была учреждена 20 декабря 1917 г. для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, и ее органы на местах.
Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 г. были образованы следственные комиссии по делам, превышавшим подсудность местного народного суда. Она состояла из трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все основные вопросы следствия решались коллегиально. Такая форма организации следствия была временной, поскольку не обеспечивала необходимой оперативности в работе органов следствия, не способствовала своевременному раскрытию преступлений и обнаружению виновных лиц. Поэтому вскоре они были ликвидированы.
Весной 1920 г. были упразднены следственные комиссии по делам трибунальной подсудности. В исключительных случаях дополнительное расследование могли производить следователи-докладчики, должность которых была введена Положением о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г.
В августе 1920 г. в БССР вместо следственных комиссий по делам общей подсудности был образован институт единоличных народных следователей. С организацией в январе 1922 г. органов охраны революционной законности они стали осуществлять руководство и надзор за следствием. Камеры народных следователей находились при товарищах прокурора по уездам.
Как и ВЧК в Российской Федерации, в марте 1922 г. ЧК при ЦИК Беларуси была реорганизована в Государственное политическое управление (ГПУ).Полномочия последнего ограничивались расследованием дел о контрреволюционных преступлениях. Дела общеуголовного характера изымались из ведения ГПУ.
В связи с укреплением законности первый уголовно-процессуальный кодекс (1922 г.) расширил круг органов дознания. К ним были отнесены: милиция, органы ГПУ, ведомственные инспекции (пожарная, техническая, санитарная, торговая и др.), правительственные учреждения и должностные лица в отношении противоправных действий подчиненных им лиц. Одновременно развивалась и система органов предварительного следствия.
Положение о судоустройстве БССР от 30 марта 1923 г. предусмотрело две категории следователей: народные следователи при соответствующих следственных участках и следователи по важнейшим делам при отделе прокуратуры Наркомюста БССР. Образование следственных участков, назначение и отстранение народных следователей производились Высшим судом республики и утверждались Наркомюстом. Следователи по важнейшим делам назначались, перемещались и отстранялись от должности отделом прокуратуры Наркомюстом БССР.
В 1924 г. в БССР (на четыре года раньше, чем в РСФСР) был решен вопрос о передаче следственного аппарата в систему органов прокуратуры. В целях усиления надзора за законностью в деятельности участковых и уездных следователей последние циркуляром отдела прокуратуры Наркомюста БССР от 11 марта 1924 г. передавались в непосредственное ведение помощника прокурора республики. Два народных следователя должны были находиться при помощнике прокурора для выполнения его поручений. Положением о судоустройстве БССР от 15 июля 1924 г. устанавливалось, что назначение, перемещение и увольнение следователей производится прокурором республики. Высший суд мог лишь возбудить вопрос о дисциплинарной ответственности следователей и временно отстранить их от должности. С образованием окружных прокуратур вводились должности старших следователей при окружных прокурорах.
Возложение на прокуратуру оперативного и административного руководства органами следствия способствовало их организационному укреплению, улучшению качества расследования уголовных дел. В 1936 г. для руководства следствием, организации и совершенствования работы следователей, подбора, расстановки и воспитания следственных кадров в структуре аппаратов вышестоящих прокуратур были образованы следственные отделы, впоследствии реорганизованные в следственные управления.
В 30-е годы проводится жесткая централизация органов милиции, чему способствовало принятие 25 мая 1931 г. общесоюзного Положения о рабоче- крестьянской милиции.
15 июля 1934 г. был учрежден Наркомат внутренних дел СССР. Одновременно были восстановлены временно упраздненные в декабре 1930 г. НКВД союзных республик, в том числе и НКВД БССР. Именно в это время в составе этих органов создаются внесудебные органы политических репрессий (Особое совещание, “тройки”, “двойки”), через которые прошли тысячи ни в чем неповинных людей, впоследствии реабилитированные.