Также появилась новая форма преступления в данной сфере, как провокация взятки либо коммерческого подкупа, предусматривающая до пяти лет лишения свободы. Провокацией именуется попытка передачи должностному лицу или управленцу в коммерческой организации материальных благ без его согласия в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.
Надо отметить, что в последние годы борьбе с взяточничеством уделяется много внимания со стороны правительства, предприняты конкретные шаги по усовершенствованию российского законодательства в этой области. Однако рост взяточничества и коррупции не уменьшился.
К сожалению, расширение чиновничьего аппарата, ослабление контроля за такими общественно важными сферами как медицина, образование и др. привел к тому, что взяточничество и коммерческий подкуп стали не просто распространенными, но и открытыми явлениями. К тому же значительное снижение санкций за данное преступление, предусмотренное в новом Уголовном кодексе, существенно подорвало превентивное значение соответствующих уголовно-правовых норм.
Парадоксально, но большинство преступлений в области взяточничества совершается как раз теми, кто по закону должен их предотвращать. Иными словами большой процент преступлений данного вида совершается правоохранительными органами (см. рис. 1.)
Всё это стало следствием общественно-экономического кризиса 90-х гг., который дал толчок широкому распространению незаконного вознаграждения в системе распределительных отношений. В этих условиях получила развитие система коммерческих отношений, которая изначально была ориентирована только на посредничество между производителем или поставщиком и покупателем. Большинство коммерческих структур, учитывая существующие на тот период времени пробелы правового регулирования в сфере экономических отношений, заключали сделки, которые приносили многократную неучтенную прибыль.
Общественная опасность коммерческого подкупа очевидна, однако привлечение к уголовной ответственности за это преступление осложняется не только высоким уровнем латентности, но и рядом проблем как уголовно-правового, так и процессуального плана.
Итак, мы рассмотрели особенности уголовно-правовой ответственности и этапы становления законотворчества в области взяточничества в историческом разрезе. Мы увидели, что проблема взяточничества и подкупа, так или иначе, связана с развитием нашего государства и в зависимости от ситуации, сложившейся в стране под воздействием тех или иных событий, принимает различные формы. Можно сделать вывод, что относительный спад уровня взяточничества имел место при ужесточении законодательства и введении жестких мер наказания. Однако для этого необходимо провести реформирование системы государственной службы и приложить огромные усилия для воспитания в гражданах высокого уровня сознательности.
1.2 Объективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа
Каждое совершенное преступление включает в себя набор объективных и субъективных признаков. Объективные признаки преступления выражаются в проявлении внешних, то есть видимых результатов. Прежде всего, это само действие или бездействие, способное причинить вред обществу или общественным отношениям. Для правильной квалификации любого преступного деяния, в том числе и провокации взятки или коммерческого подкупа, необходимо выяснение всех объективных признаков, но только в совокупности с субъективными признаками мы можем представить полную картину происшедшего преступления.
Говоря об объективных признаках провокации взятки либо коммерческого подкупа, мы можем определить, что объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия. Данное утверждение вытекает по смыслу из ст. 304 Уголовного кодекса РФ. В советское время, как мы уже выяснили, объекты дачи, получения и провокации взятки совпадали. Что же касается вопроса провокации взятки, то это явление вообще не должно ставиться в один ряд с вышеназванными понятиями, и его необходимо рассматривать обособленно. Причиной такого выделения данного деяния является отличие объекта преступления. Поскольку в случае с дачей и получением взятки мы говорим не об общественных отношениях в сфере правосудия, а о законном исполнении служебных обязанностей должностными лицами.
Для уточнения объекта преступления по ст. 304 УК РФ необходимо прибегнуть к практике уголовного права, которое выделяет два вида объектов преступления: основной непосредственный объект и дополнительные объекты преступного посягательства[11].
При рассмотрении общественных отношений в качестве объекта преступления необходимо учитывать следующие моменты:
- какое из общественных отношений, затронутых преступным деянием, является наиболее важным;
- какому общественному отношению причинен больший ущерб;
- какой вид общественных отношений при совершении данного вида преступлений всегда терпит ущерб.
В ситуации с провокацией взяточничества либо коммерческого подкупа речь идет о нанесении ущерба функционированию органов правосудия, осуществляющих следственную и аналитическую работу. Права и охраняемые законом интересы личности пострадавшего от провокационных действий следует относить к дополнительному объекту. Таким образом, главным объектом данного вида преступления является нормальная деятельность органов правосудия.
Общественная опасность провокации взятки либо коммерческого подкупа заключается в том, что такими действиями не только подрывается общественная репутация должностного лица, либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях, но, главным образом, искусственно создаётся повод к возбуждению уголовного дела и его производству. Этим и объясняется, что преступление, предусмотренное ст. 304 УК РФ законодателем отнесено к преступлениям против правосудия.
Вопрос о предмете взятки (и, соответственно, её провокации) имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Согласно постановлению Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (например, предоставление туристических путёвок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.д.). Под выгодами имущественного характера подразумеваются уменьшение арендных платежей, банковских процентных ставок и т.д. при этом учитывается, что дача денег, имущества или выгод родственниками должностного лица с его согласия, также рассматривается в качестве взятки[12].
Следует отметить, что новое редакционное изменение от 2008 г. не является принципиальным для понимания предмета преступления. Объекты гражданских прав, которые могут выступать в качестве средства совершения преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ, иногда являются «сложными вещами» (ст. 134 УК РФ) либо вещные права на такие объекты требуют государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ)[13]. Деньги, которыми якобы оплачиваются действия (бездействие) по службе, могут зачисляться на банковские счета должностного лица либо служащего коммерческой или иной организации. Следовательно, передачу названных в ст. 304 УК РФ ценностей не всегда следует понимать буквально, как совершение действий, непосредственно направленных на вручение вещи должностному лицу.
Итак, мы видим, что предмет взятки с предметом её провокации совпадает, и это подтверждается позицией уголовного законодательства при формулировании соответствующего элемента состава в ст. 290 УК «в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера», в ст. 204 УК «денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание услуг имущественного характера» и в ст. 304 УК «денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера»[14].
Особого внимания заслуживает круг лиц, который может считаться потерпевшими в результате совершения преступления данного вида. Из ст. 304 УК РФ по смыслу следует, что попытка передачи взятки возможна только по отношению к конкретному кругу лиц:
- должностному лицу;
- лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях.
Исходя из этого, можно сделать определенные выводы, согласно которым потерпевшими по ст. 304 УК РФ могут быть только должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Таким образом, получается, что провокация в отношении лиц, не подходящих под данное определение, например, служащих, не обладающих признаками субъекта ст. 204, 290 УК РФ, уголовно наказуемой считаться не будет. Что касается пострадавших лиц, которые не подходят под обозначенное определение, то преступления в их отношении следует квалифицировать по ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос».
Итак, возвращаясь к объективной стороне рассматриваемого преступления, следует отметить, что её суть сводится к тому, что виновный пытается передать должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия деньги, ценные бумаги, иное имущество либо также без согласия провоцируемого оказывает ему услугу имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.
Исходя из этого, мы можем понять, что ключевым фактором данного преступления является то, что провоцируемый не знает о совершаемых в отношении него противоправных действиях. Это означает, что личность, вознамерившаяся совершить преступление, использует разного рода каверзные способы, целью которых является скомпрометировать должностное лицо. Среди способов провокации могут встречаться такие, как подключение родственников, снижение стоимости оказанной услуги, подбрасывание денежных средств в вещи должностного лица и т.д.