ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКИЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра «История государства и права»
.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «История государства и права зарубежных стран»
Москва 2010 г.
Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в VI-IX вв. потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и при том местному.
В XI-XV вв. германское право характеризуется образованием многочисленных и разнородных правовых укладов, относившихся то к определенной территории, то к определенному кругу лиц. Отсутствие единой судебной системы вело к тому, что в разных судах применялись различные правовые нормы. Таким образом, в средневековой Германии не существовало обшей правовой системы, население жило по «партикулярным» правам.[1].
Началась постепенная систематизация местных норм обычного права, частично имперского законодательства и судебной практики посредством создания частных кодификаций (так называемых Правовых книг). Одним из них является «Саксонское зерцало».
«Саксонское зерцало»: Значение названия, составитель, структура.
Значение названия
Саксонское зерцало (нем. Sachsenspiegel) — старейший правовой сборник Германии, составленный судьей (шёффеном) Эйке фон Репховом (иногда встречается Репгов, Репгау, Репков) в 1221—1225 гг. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право саксов. Эйке фон Репхов был опытным знатоком правовой теории и практики Германии начала XIII в. Выдвинул ряд передовых для своего времени идей, обобщил феодальное право Восточной Саксонии.
«Зерцало или зеркало» (Spiegel) употреблено в наименовании «Саксонского зерцала» в одном из переносных значений. В частности, историки права выделяют следующие из них:
- книга ученого содержания;
- вывешиваемый для общего сведения официальный указатель таможенных пошлин;
- различные «правовые книги» или своды правовых предписаний.
«Саксония» (Sachsen) употребляется в «Саксонском зерцале» как определение территории Восточной Саксонии, то есть Остфалии, практически охватывавшей всю восточную часть Германии.
Эйке фон Репхоф (в некоторых источниках Репгау, Репков) (примерно 1180-1233 г.) являлся опытным знатоком правовой теории и практики Германии начала XIII в., выдвинувшим ряд передовых для своего времени политических и правовых идей, обобщил феодальное право своего родного региона, внес заметный вклад в развитие политико-правовой идеологии, права значительной части Европы, создав «Саксонское зерцало».
"Саксонское зерцало" включает большей частью нормы местного обычного права с добавлением элементов канонического права. Имперские законы вошли в него лишь в той мере, в какой они привились в данной местности. Сборник состоит из двух частей [2]:
· первая часть — земское право (Landrecht) — содержит нормы государственного, гражданского, уголовного права и процесса;
· вторая — ленное право (Lehnrecnt) — излагает положения, определяющие взаимоотношения между феодалами.
Земское право, включает в себя:
· Стихотворное введение
· Книга первая (ст. 1-71)
· Книга вторая (ст. 1-72)
· Книга третья (ст. 1-91)
Земское право (далее ЗП) регулировало имущественные, семейные и наследственные отношения лично свободных «простых» (неблагородных) людей. Эти отношения определялись феодальной земельной собственностью с её многообразными формами землевладения.
ЗП построено как судебник, основанный на казуистической практике шеффенских судов; поэтому оно лишено строгой системы. Первые разделы посвящены правам состояния, сословному делению общества и связанным с ними вопросам родства и происхождения (в том числе от неравных браков). Дальнейшие разделы содержат положения о судоустройстве и процессе, судебных доказательствах.[3].
Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными. В нем были подробно изложены условия получения и передачи ленов, владения ими, порядок перехода ленов по наследству, несения вассальных обязанностей, судебной и внесудебной защиты ленных прав.
Ленное право разделено на три главы в соответствии с определением характера ленов и их защиты:
· Глава первая (ст 1-133) посвящена ленным правоотношениям;
· Глава вторая (ст. 1- 70) посвящена ленному суду;
· Глава третья (ст. 1-23) посвящена городским ленам, отражает общность и противоречия интересов феодальных властителей и городской верхушки.
Структура «Саксонского зерцала»
Трактат был разделен на две части: земское и ленное право.
Земское право (состоящее из трёх книг - далее I, II, III) содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах.
Земское право (далее ЗП) регулировало имущественные, семейные и наследственные отношения лично свободных «простых» (неблагородных) людей. Эти отношения определялись феодальной земельной собственностью с её многообразными формами землевладения. Влияние развивавшихся товарно-денежных отношений сказалось на системе наследования, на имущественных взаимоотношениях между супругами, между родителями и детьми, на обязательствах, вытекавших из причинения вреда, на формах судебного процесса. ЗП закрепляло права феодалов, охраняло их земельную собственность, их сословные привилегии. Все имущественные права были связаны с формами земельных держаний, в свою очередь определявшихся сословной принадлежностью, принадлежностью к военному щиту.
Таким образом, имущественные, семейные и наследственные отношения регулировались по-разному для лиц привилегированных (благородных) сословий и для прочих свободных (неблагородных).
Система расположения материалов в обоих сборниках также различна. ЗП построено как судебник, основанный на казуистической практике шеффенских судов; поэтому оно лишено строгой системы. Первые разделы посвящены правам состояния, сословному делению общества и связанным с ними вопросам родства и происхождения (в том числе от неравных браков). Дальнейшие разделы содержат положения о судоустройстве и процессе, судебных доказательствах. Процессуальное право здесь не отделяется от материального, охватывавшего главным образом вопросы наследования, семейных отношений и обязательств, в частности вытекавших из причинения вреда. Все эти вопросы трактовались с точки зрения судебной защиты прав.
Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными. В нем были подробно изложены условия получения и передачи ленов, владения ими, порядок перехода ленов по наследству, несения вассальных обязанностей, судебной и внесудебной защиты ленных прав.
Ленное право разделено на три главы в соответствии с определением характера ленов и их защиты:
- первая посвящена ленным правоотношениям;
- вторая посвящена ленному суду;
- третья посвящена городским ленам, отражает общность и противоречия интересов феодальных властителей и городской верхушки.
Чиншевики – лично свободные держатели господской земли с обязанностью выплат определенной повинности (чинша). Чиншевики подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав.
Различие между чиншем и арендной платой состоит в том, что чинш устанавливался в неизменном размере и закреплялся обычным правом, а арендная плата предполагала элемент соглашения.
Формы и размеры чинша были крайне разнообразны. Наряду с денежным чиншем или взамен его иногда взимался натуральный чинш либо даже отбывались личные повинности, но всегда в точно определенном объеме. Как правило, размер чинша и других повинностей, если таковые были установлены, сохранялся неизменным из поколения в поколение.
Земельным участком чиншевик имел право пользоваться только для сельскохозяйственного производства. Его право пользования распространялось лишь на поверхность земли. Более того, чиншевик не имел право добывать камни и глину без разрешения своего господина, равно как рубить дрова или рыть на своем чиншевом участке, если это не «вечно наследственный участок» (ЗП I 54 §5).
ЗП П ст. 58 § 2: «Теперь внимайте, когда что причитается. В день св. Варфоломея причитаются всякого рода чинши и повинности. В день св. Вальбурга причитается десятина с ягнят. В праздник Успения Богородицы - десятина с гусей. В день св. Иоанна Крестителя всякого рода десятины с мяса, где ежегодно десятины выкупаются деньгами. Там, где десятина не выкупается деньгами, там срок взноса наступает тогда, когда животное получает потомство. В день св. Маргариты - все десятины с хлебов; со всего, что раньше заскирдовано, десятина причитается уже тогда. В день св. Урбана причитаются десятины с виноградников и садов. Чей-либо посев, который он произведет своим плугом, принадлежит ему с того момента, как прошла борона, и сад - с того момента, как он засажен и расчищен. Чинш с мельниц, и с пошлин, и с монет, и с виноградников причитается тогда, когда наступает день, назначенный для его уплаты».
Согласно указанной статье господин мог устанавливать широкий спектр дополнительных чиншей сроком уплаты в день св. Варфоломея, а так же устанавливать сроки уплаты на отдельные виды чиншей, таких как чинш с мельниц, пошлин, монет и виноградников.