Постановлением от 25 января 1918 года «О кассационном отделении Народного комиссариата юстиции» Наркомюст расширил свою компетенцию в части кассационных полномочий. При первом отделе Народного комиссариата юстиции организуется Кассационное отделение. Устанавливалось, что жалобы в Кассационном отделении НКЮ принимались через трибунал, вынесший приговор. Кассационное отделение или отвергало жалобу или признавало приговор подлежащим отмене и передавало дело в судебный отдел ЦИК, сообщая об этом трибуналу и приостанавливая исполнение приговора, если этого не было сделано при подаче жалобы. 2 апреля 1918 года Кассационное отделение НКЮ упраздняется. Декретом ВЦИК и СНК от 11 июня 1918 года учреждается кассационный отдел при ВЦИК для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры революционных трибуналов. За второе полугодие 1918 года Кассационный отдел ВЦИК провел 32 заседания, в котором рассмотрено 546 дел, из них 522 по кассационным жалобам, 23 по кассационным протестам и 1 в порядке надзора.
6.2 Юстиция в 20-30 годы
В 1917-1922 годах местные комиссариаты юстиции, а затем заменившие их губернские отделы и уездные бюро юстиции занимались руководством работы судов, надзором за соблюдением законности, управлением местами лишения свободы. В этот период еще не было четкого разграничения функций судебного надзора и организованного руководства судами, так как функцию судебного надзора выполняли не только суды, но и Народный комиссариат юстиции, и его органы. Декретом ВЦИК от 23 июля 1921 года все действующие на территории РСФСР трибуналы сводились в одну систему, возглавляемую Верховным трибуналом при ВЦИК. Были учреждены Верховный трибунал при Центральном Исполнительном Комитете Украины. Систему судов возглавлял Народный комиссариат юстиции. По принятому положению ВЦИК и СНК РСФСР от 10 марта 1921 года «О высшем судебном контроле» Наркомюст осуществлял общий надзор за деятельностью судебных органов, давал им руководящие указания, имел право признавать отдельные приговоры и решения не имеющими законной силы и возобновлять дела по вновь возникшим обстоятельствам. В 1922 году Народный комиссариат юстиции подготовил проект Положения о судоустройстве, намечавший коренные изменения судебной организации. Предлагаемая судебная должна была « положить конец развившейся за время революции пестроте судебных учреждений и свести их все в единую систему» «Еженедельник Советской юстиции», 1922, №37.
Положение устанавливало единую систему судебных учреждений:
народный суд, в составе народного судьи и двух народных заседателей, действовавший в пределах уездного или городского района, губернский суд и Верховный суд. Верховный трибунал и революционные губернские трибуналы ликвидировались. Новая система расширила возможности трудящихся и деятельности судов, поскольку проводился принцип выборности судей и участия в судебных заседаниях народных заседателей. Народные судьи избирались губернскими исполкомами на один год с возможным переизбранием в дальнейшем. Досрочный отзыв судьи допускался только с сообщением мотивов Народному комиссариату юстиции. Кандидат в народные судьи должен был иметь двухлетний стаж ответственной политической работы или трехлетний стаж практической работы в органах юстиции на должности не ниже следователя. В этом вопросе в законах о судоустройстве Советских республик имелись некоторые различия. Так, в УССР практический стаж работы снижался до двух лет, причем учитывалась работа не только в органах юстиции, но и в иных государственно-административных органах. Народные заседатели избирались на общих собраниях трудящихся на предприятиях, в воинских частях, волостных исполкомах и сельских Советах. Народный суд, через который проходила подавляющая масса дел (до 90 %) становился основной ячейкой судебной системы.
Губернский суд был судом первой инстанции по делам о наиболее опасным преступлениям и по наиболее сложным гражданским делам и кассационной инстанцией по делам, рассматриваемых народными судами. Председатель и члены губернского суда избирались, как и народные судьи, губернским Исполнительным комитетом на один год и утверждался Народным комиссариатом юстиции. От кандидатов в члены губернского суда требовался двухлетний стаж практической работы в судебных органах в должности народного судьи или члена военного трибунала.
При проведении судебной реформы 1922 года губернские отделения юстиции были ликвидированы. Губернский суд стал также органом управления по отношению к действовавшим на территории губернии народным судам, нотариальным конторам и коллегиям защитников.
Верховный суд, высшее звено единой судебной системы, являлось по реформе 1922 года, судом первой инстанции по уголовным и гражданским делам, рассматриваемых губернскими судами, военными и военно-транспортными трибуналами. Он осуществлял высший судебный надзор и руководил всей судебной практикой. До конца 1923 года существовали военно-транспортные трибуналы, учреждаемые при управлении железных дорог. К их подсудности относились дела о преступлениях, отражающихся на деятельность железнодорожного транспорта.
В 1926 году Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного суда также толкование общесоюзного законодательства. Положение 1929 года предоставило Верховному суду право законодательной инициативы, расширило его компетенцию в области общего надзора, возложило на него обязанности разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР. Положение 1929 года предоставляло Верховному суду право рассматривать в надзорном порядке любое дело, прошедшее через суд союзных республик. Верховный суд имел гражданскую, уголовную, военную и военно-транспортные коллегии. При разработке проекта нового положения о судоустройстве разработанный в начале 1926 года Народный комиссариат юстиции исходил из трех принципов:
- суд есть орган диктатуры рабочего класса и в тоже время
государственного управления, почему и должен строится так, чтобы при всех условиях им могли руководить органы государственной власти;
- суд должен оставаться органом вовлечения в государственное управление рабочих и крестьянских масс;
- судебная система должна быть проводником основного метода пролетарской диктатуры - революционной законности, надзор за которой составляет основную задачу прокуратуры.
В связи с ликвидацией округов в 1930 году существенно изменилась и судебная система. Были ликвидированы окружные суды, и большая часть дел их подсудности передана народным судам. Краевые (областные) суды стали кассационной инстанцией для дел, рассматриваемых народными судами и судами первой инстанции по делам о контрреволюционных преступлениях, особо опасные преступления против порядка управления и о квалифицированном разбое.
VI совещание работников юстиции 1932 года признано, что основной задачей органов юстиции в промышленных районах должны быть борьба с хозяйственными преступлениями, борьба за улучшение производства и правильную организацию труда.
Постановлением ЦИК СССР от 10 июня 1934 года в связи с образованием НКВД была упразднена судебная коллегия ОПТУ, а дела следствие по которым велось органами НКВД, передавались в специальные коллегии краевых (областных) судов, а также в народные суды.
Кроме судебных учреждений, составляющих единую систему, по положению о судоустройстве предусматривалось создание учреждений для рассмотрения дел особых категорий. К таким учреждениям относились в частности арбитражные комиссии. Согласно Постановлению ВЦИК и СНК СССР от 21 сентября 1922 года они создавались при областных экономических совещаниях для разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями.
Решение земельных споров возлагалось на земельные комиссии (волостные, уездные, губернские) и особую коллегию высшего контроля по земельным опросам, составляющие при Президиуме ВЦИК. Для рассмотрения дел о служебных упущениях и проступках членов губернских и уездных исполкомов, директоров и членов правления трестов, а также директоров предприятий действовали дисциплинарные суды в составе члена президиума исполкома, члена губернского суда и одного члена исполкома, по выбору. В 1928 году в связи с установлением дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности за мелкие служебные проступки и уголовной ответственности за более серьезные преступления дисциплинарный суд был упразднен. Своеобразными судебными учреждениями являлись также создаваемые при Наркомтруде и его местных органах примирительные камеры, в которые направлялись индивидуальные и групповые споры между администрацией и лицами, работающими по трудовому договору.
Народные суды были освобождены от рассмотрения мелких жилищных конфликтов, переданные в примерительно-конфликтные комиссии по жилищным делам. Решения комиссии не подлежали обжалованию, но прокуратура вправе была передавать отдельные из таких дел в народный суд. Комиссии действовали под наблюдением окружных и губернских судов.
СНК РСФСР от 5 апреля 1921 года утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах «в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда». Эти суды организовывались при губернских и уездных Советах профсоюзов. Судьи могли применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы и направления в исправительно-трудовой лагерь на срок до шести месяцев. Постановлением ВЦИК и СНК от 27 августа 1928 года были образованны товарищеские суды на предприятиях. Они рассматривали дела о взаимных обидах, оскорблениях и другие дела, по которым достаточно было морального воздействия.