Смекни!
smekni.com

Административное право (стр. 15 из 53)

До 1 декабря 1924 г. дела по первой инстанции рассматривали также и губернские земельные комиссии. По новому положению губернские земельные комиссии оставались лишь кассационными инстанциями. Особая коллегия высшего контроля по земельным делам не рассматривала больше дел в кассационном порядке по решениям губернских земельных комиссий, а осуществляла только контролирующие функции через ревизоров.

Таким образом, было ликвидировано наличие трех инстанций - двух кассационных и контрольной. После реорганизации остались две первые инстанции (волостная и уездная), одна кассационная - губернская. Высший контроль по земельным делам осуществляла Особая Коллегия высшего контроля при Наркомземе. Несколько позднее, в связи с районированием страны, вместо губернских земельных комиссий создавались областные земельные комиссии, а в округах - окружные земельные комиссии.

В соответствии с «Положением о судоустройстве РСФСР» 1922 г. (ст.94) управление земельными комиссиями, наряду с Наркомземом, осуществлялось Наркомвдстом РСФСР и его местными органами через надзор НКЮ РСФСР, а на местах - надзором пленарных заседаний губернских судов за деятельностью земельных комиссий.

Таким образом, следует отметить, что земельные комиссии являлись административными органами, наделенными некоторыми юрисдикционными функциями, и не входили в систему общих судов РСФСР, хотя можно говорить о приближении их внешней формы к судебным органам. Это проявлялось в аналогии структуры, состязательности процесса, использовании процессуальных норм общих судов. В остальном же это были специфические органы, осуществлявшие свои цели свойственными им методами. Особенностью было и то, что управление этими органами и надзор за ними, наряду с Наркомземом, осуществлялось (после принятия «Положения о Народном Комиссариате Юстиции» от 1 февраля 1923 г.) и общефедеральными органами юстиции. Позднее, в конце 20-х гг., дела, разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. сами земельные комиссии были упразднены. Как было отмечено в самом постановлении, «значительное сокращение землеустройства единоличных хозяйств, а также уменьшение в связи с широкой коллективизацией сельского хозяйства споров о землепользовании, делают нецелесообразным дальнейшее существование судебных земельных комиссий».

Административные органы: арбитражныеыыы комиссии. К началу 20-х гг. относится образование и другого специфического органа, являвшегося административным и тоже наделенного некоторыми юрисдикционными функциями. Речь идет о создании арбитражных комиссий, созданных с целью разрешения имущественных споров между государственными предприятиями. Их образование связано прежде всего с новой экономической политикой. Перевод государственных предприятий на хозяйственный расчет предоставил им свободу маневрирования на рынке в качестве самостоятельной хозяйственной единицы.

Руководство промышленностью было возложено на хозяйственные тресты, призванные организовать хозяйственную деятельность подчиненных им промышленных предприятий таким образом, чтобы те работали безубыточно и получали прибыль. Реорганизация управления промышленным производством оказала положительное влияние на развитие индустриальной базы, на активизацию хозяйственной деятельности. Однако договорные отношения между предприятиями и организациями еще были развиты недостаточно, договорная дисциплина часто не соблюдалась, что вызывало многочисленные споры контрагентов.

В этот период и возникла необходимость в создании специальных органов, занимавшихся правовым регулированием этих отношений. С этой целью ВЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 г. издали постановление, которое называлось «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями». Этим постановлением было положено начало образования арбитражных комиссий.

В соответствии с этим постановлением устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями, в центре -комиссиями при Совете Труда и Обороны, а на местах - комиссиями при Областных Экономических Совещаниях (в том числе, если эти споры не разрешались внутри самого ведомства). Арбитражные комиссии разбирали споры, возникающие на основании договора между государственными учреждениями и предприятиями, за исключением Государственного Банка и Главного Правления Государственного Страхования, поскольку их уставы не предусматривали разрешения споров в судебном порядке.

Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и обороны образовывалась в составе председателя, назначаемого СТО по представлению НКЮ, и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Арбитражные комиссии при Областных Экономических Совещаниях (ЭКОСО) образовывались аналогично, только два члена назначались ЭКОСО.

К компетенции Высшей арбитражной комиссии относились следующие дела:

а) разрешение споров, когда хотя бы одна из сторон являлась центральным учреждением;

б) споры между различными учреждениями и предприятиями различных губерний, если эти губернии не входили в состав автономной республики или области;

в) разрешение жалоб на решения местных арбитражных комиссий;

г) пересмотр статей 19 и 21 Положения от 1922 г. о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, рассмотренными местными арбитражными комиссиями и Высшей арбитражной комиссией.

Положение о судоустройстве РСФСР 1922 г. относило арбитражные комиссии к специальным судам, которые действовали согласно изданным нормативным актам и подчинялись Народному комиссариату юстиции и его органам на местах (пленарным заседаниям губернских судов). Таким образом, управление этими специфическими органами осуществлялось Наркоматом юстиции и его местными органами.

Первоначально ВАК считала, что арбитражные комиссии будут состоять только при Областном Экономическом Совещании (ЭКОСО), однако практика первого года работы показала необходимость образования арбитражных комиссий и при губернских экономических совещаниях. Поэтому 2 июня 1923 г. Совет Труда и Обороны принимает постановление «Об образовании губернских арбитражных комиссий». Экономическим совещаниям губерний и других административных центров предоставлялось право образовывать с утверждения Высшей Арбитражной Комиссии для рассмотрения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, губернские арбитражные комиссии, однако при условии содержания их аппарата за счет местных средств.

Это постановление уже более определенно говорило о формировании руководящего состава губернской арбитражной комиссии. Предусматривалось, что губернские арбитражные комиссии образуются в составе председателя и двух членов, назначаемых губернским экономическим совещанием. Председателем губернской арбитражной комиссии могло быть лицо с достаточной юридической подготовкой. Членами назначались лица, работающие в государственных хозяйственных органах. Председатель губернской арбитражной комиссии утверждался ВАК. Высшей Арбитражной Комиссией по соглашению с НКЮ РСФСР был выработан список городов, где должны были находиться арбитражные комиссии, а также устанавливалась их территориальная подсудность и ведомственность.

Народный комиссариат юстиции высказывался против самостоятельного существования арбитражных комиссий и, прежде всего, потому что оперативное управление со стороны местных органов юстиции (пленарных заседаний губернских судов) было довольно слабое. В 1923 г. коллегия НКЮ РСФСР рассматривала вопрос о возможности включения губернских арбитражных комиссий в состав губернских судов с особыми, из числа хозяйственников, заседателями.

Практика показала, что решение хозяйственных дел в арбитражных комиссиях уже в тот период имело серьезное отличие от решения гражданских дел в системе общих судов. При разрешении хозяйственных споров субъектом права, собственником имущества всегда оставалось государство; стороны спорили лишь об имуществе, находящемся в их оперативном управлении. В отличие от общих судов, арбитражные комиссии руководствовались при решении дел, как законами, так и экономической целесообразностью. Следовательно, несмотря на формальное закрепление в законе судебных функций арбитражных комиссий, практическая их деятельность свидетельствовала о том, что они, как и земельные комиссии, являлись административными органами, наделенными юрисдикционными функциями. Более того, связь по линии судебного управления с этими органами со стороны Наркомата юстиции носила еще более слабый характер, что было вызвано особенностью формирования состава арбитражных комиссий всех уровней.

В мае 1924 г. был принят декрет ЦИК и СНК СССР, который утвердил «Положение об арбитражной комиссии при Совете Труда и Обороны СССР». Это положение, в отличие от первого положения ВЦИК и СНК от 21 сентября 1922 г, об образовании арбитражных комиссий, достаточно ясно и четко определило компетенцию ВАК при СТО СССР и способствовало в целом улучшению работы этого органа.

В связи с тем, что губернские арбитражные комиссии не отвечали предъявляемым требованиям, как это показала практика трехлетнего периода их существования, постановлением Экономического Совещания РСФСР от 8 мая 1926 г. они были упразднены. В 1929 г. по настоянию НКЮ РСФСР были ликвидированы и ведомственные арбитражные комиссии. Окончательно арбитражные комиссии всех уровней ликвидировались Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 г. «Об упразднении арбитражных комиссий».

Вместо органов, правовое положение которых было недостаточно ясным, в мае 1931 г. был учрежден специальный административный орган - Государственный арбитраж. Начиная с издания постановления «Положения о Государственном арбитраже» от 3 мая 1931 г. Наркомат юстиции и его местные органы не были связаны никаким правовым регулированием с органами арбитража. По новому закону дела в арбитраже рассматривались уже не тремя лицами (представитель и два постоянных члена), а одним только государственным арбитром в присутствии сторон. Такой порядок давал возможность квалифицированно и объективно разрешать дела с учетом мнения самих представителей сторон. Органам государственного арбитража стали подведомственные споры как государственных предприятий, организаций и учреждений, так и кооперативных (кроме колхозов), и иных общественных организаций.