Смекни!
smekni.com

Анализ и обобщение действующего законодательства по вопросам заключения, изменения и прекращения договора контрактации сельскохозяйственной продукции (стр. 3 из 5)

Наибольшие трудности вызывает вопрос, какая продукция может быть предметом договора контрактации - сельскохозяйственная продукция, уже имеющаяся у товаропроизводителя в момент заключения договора, или продукция, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем. Определение контрактации, приведенное в ст. 535 ГК РФ и указывающее на то, что ее предметом может быть только продукция, выращенная самим продавцом, не дает ответа на данный вопрос. Представляется, что здесь необходимо установить, при каких условиях возникает экономическое неравенство между сельскохозяйственным производителем и заготовителем, для устранения которого созданы рассматриваемые нормы.

Если исходить из того, что экономическое неравенство между сельскохозяйственным производителем и заготовителем существует лишь в том случае, когда специфика сельскохозяйственного производства порождает риск неисполнения конкретного обязательства по передаче конкретной сельскохозяйственной продукции, то следует признать, что предметом договора контрактации может быть лишь такая продукция, которую продавцу предстоит вырастить (произвести). Если рассматривать, что сельскохозяйственный производитель в принципе находится в экономически зависимом положении, то нормы института контрактации должны применяться к отношениям по продаже товаропроизводителем выращенной им сельскохозяйственной продукции независимо от того, является ли предметом договора продукция, уже существующая на момент заключения договора, или продукция, которую предстоит вырастить (произвести) в будущем. Однако в настоящее время судебная практика свидетельствует, что если договор заключен не на продукцию, которую еще надлежит вырастить, а на уже имеющуюся продукцию, основания для квалификации договора как контрактации отсутствуют.

Предмет является существенным условием договора, равно как и обусловленное им количество продукции, определяемое в тоннах, литрах, штуках и т.п.

В ст. 537 ГК акцентировано внимание на обязанности производителя передать заготовителю выращенную (произведенную) продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором. Поскольку та же обязанность определена в общих положениях о купле-продаже (ст. 467), это наводит на мысль о том, что законодатель придает ассортименту значение существенного условия. Но прежде чем согласиться с ней, следует уточнить понятие ассортимента сельхозпродукции. Она подразделяется на товарные группы, т.е. совокупности однородных видов товара, таких как зерновые культуры, овощи, скот и птица.

И если в договоре указано, что его предметом служат овощи, он не может считаться состоявшимся, потому что невозможно представить заготовителя, для которого было бы безразлично, что именно он получит: помидоры, морковь, капусту, чеснок или огурцы. В другом случае, когда договором предусмотрены не конкретизированные виды товара - например, пшеница, рожь, просо, категоричность приведенного вывода ослабляется, и сторона, настаивающая в суде на признании договора незаключенным, не имеет безусловных шансов на выигрыш. Таких шансов тем более нет, когда в обязательстве точно определен сорт, скажем озимая пшеница "Княжна", или озимый ячмень "Козырь", либо что-то, хотя и менее красочное, но не менее точное.

Качество сельхозпродукции, поскольку она предназначена главным образом для пищевых целей, строго подчинено требованиям технико-юридических норм, в том числе технических регламентов, медико-биологических и санитарных норм. Стороны могут предусмотреть в договоре тот или иной уровень качества, однако они прочно связаны в этом смысле нормативными установлениями публичной власти.

Срок передачи продукции, если верить ст. 506 ГК, в которой дано определение договора поставки, служит существенным условием контрактации. ВАС РФ, правда, придерживается на этот счет иного мнения, допуская возникновение обязательства поставки без указания в нем срока, и предлагает в подобных случаях придерживаться ст. 314 ГК, сводящей все дело к разумному сроку исполнения.

Реальное значение срока в контрактации зависит от характера обязанности производителя, а именно: обязуется ли он передать заготовителю продукцию, которую предстоит еще вырастить, либо ту, которая уже выращена и может быть вывезена в любое время. В первом случае определить точный срок передачи невозможно, но если из смысла договора понятно, что он наступит тогда, когда, например, зерновые созреют и будут убраны с полей, то этого достаточно для признания его возникшим.

Второй вариант предполагает установление срока с той степенью определенности, которая позволит вывезти продукцию в удобный для сторон момент. С позиций ВАС РФ отсутствие такой определенности не делает договор незаключенным, однако понятно и то, что заготовитель, если он действительно хочет приобрести продукцию, не пойдет на ее вывоз "в разумный срок".

Но поскольку ст. 535 ГК, определяющая контрактацию, дает повод для обоих толкований, можно предположить, что судебная практика не решится отдать предпочтение одному из них.

Цена договора, которую принято именовать закупочной ценой, определяется сторонами по их усмотрению и, за отсутствием иного соглашения, не должна меняться в зависимости от конъюнктуры на момент исполнения. Порядок расчетов часто предусматривает авансирование производителя за счет средств заготовителя.

Интересы сторон договора могут расходиться в вопросе о цене товара. Позиция производителя здесь уязвима, потому что его продукция, если она не продана заранее, может так и остаться в хозяйстве и тогда потребует специальных хранилищ, да и время ее хранения ограничено. Можно, конечно, искать заготовителя, который предложит оптимальную цену, но надо взять в расчет расходы на перевозку, способные взвинтить стоимость продукции до неконкурентоспособного уровня. К тому же приходит время оплаты долгов за горюче-смазочные материалы, процентов за взятые в банке кредиты. Эти факторы, безусловно, учитываются заготовителем, который обычно находится в более выигрышном положении.

Порядок приемки продукции устанавливается сторонами и включает проверку ее количества и качества

2.2 Обязанности и ответственность участников договора контрактации сельскохозяйственной продукции

договор контрактация сельскохозяйственный

Обязанности производителя и заготовителя по договору контрактации прописаны в Гражданском кодексе РФ. Следует отметить, что договором контрактации могут быть установлены иные положения.

Обязанности заготовителя предусмотрены ст. 536 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 536 ГК РФ заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В соответствии с п. 2 ст. 536 ГК РФ в случае когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.

Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельхозпродукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки данной продукции с оплатой по цене, определенной договором (п. 3 ст. 536 ГК РФ).

Статьей 537 ГК РФ предусмотрена обязанность производителя передать заготовителю выращенную (произведенную) сельхозпродукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации.

Ответственность сторон договора в виде возмещения убытков законодательно не ограничена, однако ее объем может быть уменьшен соглашением сторон до уровня реального ущерба. Исполнение сторонами обязанностей обеспечивается штрафными санкциями - пеней и неустойкой в ее узком смысле; однако главное здесь заключается в уже упоминавшейся ответственности производителя лишь при наличии его вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства контрактации.

Основания и размеры для взыскания неустойки могут быть определены в условиях договора контрактации или в соответствии с действующими нормами законодательства. До 1 сентября 2005 г. действовал ныне утративший силу Федеральный закон от 14.07.1997 г. "О государственном регулировании агропромышленного производства", который предусматривал пени в размере 2% за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3%. В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 22.09.1993 г. "Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары, в соответствии с которым за несвоевременную оплату произведенной и переданной сельскохозяйственной продукции покупатель (заготовитель) обязан уплатить производителю пени в размере 1% неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

Главная особенность договора контрактации заключается в том, что производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств несет перед заготовителем ответственность лишь при наличии его вины. Данное положение является исключением из общего правила, согласно которому лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.