А.С. Пиголкин выделяет также принцип гуманизма[3]. Данный принцип предполагает направленность нормативного акта на обеспечение реального действия прав и свобод граждан, на удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Большое значение имеет то, чтобы издаваемая юридическая норма в равной степени отвечала интересам каждого человека, которого данный институт признает субъектом права и не предусматривала какой-либо дискриминации в отношении той или иной части населения.
Нарушение этих требований ведет к деформации и разрушению системы норм позитивного права и надлежащей иерархии его источников, порождает существенные коллизии в нормативно-правовом материале, наносит значительный ущерб правовой регуляции в целом.
Установление новой нормы права состоит из нескольких последовательных стадий – от осознания потребности в издании соответствующей нормы до ее принятия и официальной публикации. Характер и содержание правоустановительной деятельности на различных стадиях ее осуществления, как и само значение подобных стадий в рамках правоустановительного процесса, во многом зависят от особенностей соответствующего источника права, к которому относится устанавливаемая норма. Содержание нормотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом[4]. Правотворческий процесс складывается из ряда стадий.
Первой стадией является стадия законодательной (в широком смысле нормотворческой) инициативы. Суть данной стадии – первичное официальное действие компетентного субъекта, которое состоит во внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта, или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, ограничен законодательством, так как законодательная инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа рассмотреть поступивший проект или предложение.
Вторая стадия - решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.
Третий этап – разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.
Четвертый этап – рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять. Например, в случае, если актом является федеральный закон, рассмотрение его проводится Парламентом РФ – Федеральным Собранием, каждой его палатой поочередно.
Следующий этап вытекает из предыдущего – принятие обеими Палатами данного нормативного акта, в нашем случае – закона.
Логическим завершением правотворческого процесса является доведение содержания принятого акта до его адресатов – опубликование в официальном источнике.
Под юридической техникой чаще всего понимают совокупность принципов, правил, средств, приемов и методов адекватного выражения определенного нормативно-правового содержания в форме текста правового акта. Обычно под «текстом» правового акта имеется в виду письменный текст, так как чаще всего речь идёт о писаном праве. Но также можно говорить и о юридической технике устного текста правового акта (например, устный текст неписаного обычного права). Правовыми актами являются официально-властные акты (нормативного и индивидуального характера), имеющие общеобязательную юридическую силу. Принципы, правила, приемы и методы юридической техники относятся ко всем правовым актам, но получают разное преломление применительно к различным видам правовых актов. Обусловлено оно своеобразием правового содержания соответствующего вида акта, юридико-техническими особенностями текстуальной формы выражения данного правового содержания и т.д. Юридическая техника включает в себя, кроме правоустановительной техники, также и юридическую технику должного оформления нормативно-правового содержания актов в сфере правоприменения, правотолкования и систематизации права.
Существуют определенные требования юридической техники. Во-первых, текстуальное оформление всех правовых актов должно отражать, излагать их нормативно-правовые свойства и значение. В зависимости от вида правового акта (акт применения права или акт его толкования) данное требование должно находить конкретное воплощение в тексте всех правовых актов. Надлежащее выражение в тексте акта специфики его нормативности является одновременно и основанием юридико-содержательной правомерности данного акта, и существенным показателем его юридико-технической культуры.
Во-вторых, текст акта должен выражать специфику правового регулирования общественных отношений. Эта специфика состоит в том, что правовое регулирование осуществляется по юридико-логической модели нормы права, представляющей собой системное целое трех её составных элементов – диспозиции, гипотезы и санкции.
Построение текста акта по принципу и схеме юридико-логических связей между элементами нормы права означает, что отдельные части и фрагменты текста акта (и весь акт в целом) имеют юридическое значение лишь как формы выражения отдельных элементов нормы права в их взаимосвязи с другими ее элементами. Все, что в тексте акта не является выражением элементов нормы права и не связано с ними, является лишним в тексте акта, нарушает юридическую логику его построения, затрудняет понимание и применение его нормативно-правовых положений и не должно находится в нём. Оптимальная форма правового акта – это возможный минимум его текста при возможном максимуме его нормативного содержания. В тексте акта должны быть явно сформулированы или с бесспорной определенностью предполагаться все элементы устанавливаемых, применяемых, толкуемых или систематизируемых норм права. В тексте правового акта не следует формулировать те элементы правовой нормы, которые носят очевидный характер.
В-третьих, изменения, вносимые новыми правовыми актами в действующее право, должны быть направлены на его совершенствование, на преодоление имеющихся в нем несогласованностей и противоречий. Новые правовые акты не должны дублировать содержание уже имеющихся актов по тому же самому вопросу. Минимизация количества правовых актов по одному и тому же предмету нормативно-правовой регуляции является одним из основных требований юридической техники и одним из главных направлений совершенствования всей системы действующего права.
В-четвертых, должна быть соблюдена надлежащая структура текста правового акта. Текст должен быть последователен, согласован, непротиворечив, экономен и доступен для обозрения, понимания и применения. Структура текста должна в максимальной степени содействовать адекватному выражению в тексте акта юридической логики нормативной регуляции, относящейся к предмету данного акта. Ряд юридико-технических требований касается порядка очередности изложения материала правового акта. Например, в нормативно-правовом акте сперва излагаются общие нормы, а затем более конкретные нормы. Изложение норм материального права предшествует изложению норм процессуального характера и т.д. Правовой акт как единое целое должен иметь соответствующие реквизиты (название акта, наименование принявшего его органа, дата и место его принятия, регистрационный номер, подписи соответствующих должностных лиц и т.д.), удостоверяющие его подлинность в качестве официального юридического документа.
В-пятых, существенное значение имеют требования юридической техники, относящиеся к языку правовых актов. Правила юридической техники требуют ясности, простоты и доступности языка правового акта, точности и однозначности используемых в нем понятий, терминов, формулировок, словесных конструкций и дефиниций. В тексте правового акта элементы профессионального языка юриспруденции, специальные юридические понятия, термины, конструкции и т.д. (например правоотношение, субъект права и т.д.) должны органически сочетаться с общеупотребительными словами и словесными выражениями современного литературного языка, а также с профессиональной терминологией неюридического характера (типа: эвтаназия, депозит и т.д.). В тексте правового акта не должны использоваться словесные архаизмы и неологизмы, различные образные выражения, аналогии, метафоры, двусмысленные обороты речи и т.д. В целом правовой акт должен обладать единством стиля, соответствующего целям, содержанию и значению официального документа, который обладает юридической силой. Официально-юридический стиль правового акта требует профессиональной четкости, деловой сухости, властной строгости, смысловой однозначности и надлежащей лаконичности. В правовом акте не следует использовать как канцеляризмы и аппаратно-бюрократические словесные штампы, так и различные выражения из просторечия. Не должно быть в правовом акте и разного рода рассуждений, намерений, сомнений, призывов и пожеланий.