Смекни!
smekni.com

Право в системе социальных регуляторов (стр. 2 из 6)

В историческом развитии понятие морали менялось, не оставались низменными и представления о моральных нормах и оценках. Очевидно, что точек зрения на мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М.Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение – так называемая фелицитология (от лат. felicia – счастье). Мораль понимается как техника, искусство достижение счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Близки к фелицитологии течения эвдемонизма и гедонизма. Представителем этого течения является древнегреческий философ Эпикур. Счастье, по Эпикуру, - это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические и духовные. Последние он ставит выше первых. В удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность.

Вторая концепция в понимании морали – перфекционизм (от лат. perfectus- совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, как утроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т.е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал святого (Иисуса Христа, Мухаммеда и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Основные добродетели – понятие моральной заслуги, признание и положительная оценка усилий, приближающих индивида к идеалу, образцу.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы другим с нами было хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.

Две первые концепции являются индивидуалистическими, требуют изменения человеческой личности, третья требует изменения отношений, общественных реформ. Очевидно, что эти концепции могут сосуществовать, переплетаться.

Согласно третьей концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т.п. и складывающихся на их основе норм поведения. Основополагающие принципы (нормы) морали: твори добро, не делай зла; поступай по отношению к другим так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Возникает вопрос, к кому следует поступать морально, по отношению к кому существуют моральные обязанности поступать честно, справедливо, кому следует делать добро. Ответ на него на первый взгляд кажется очевидным – по отношению к людям. Но в ряде современных культурных систем признаются моральные обязанности перед животными. И эти представления о морали получают всё большее распространение в мире. Зачастую право способствует такому более широкому представлению о моральном поведении. Например, УК Украины (ст.299) устанавливает ответственность за жестокое обращение с животными. [2(н),168] Таким образом, моральные обязанности признаються не только к людям.

Современная концепция стоит на позициях новозаветной христианской морали (например, не следует делать зла, надо творить добро и др.). Также и право утверждает и эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Мораль – это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. Каждый класс имеет свою мораль. Даже каждая профессия имеет особенности своей морали. Но всё равно всем разновидностям морали присущи какие-то общие черты, которые состоят в том, что есть основополагающие, общечеловеческие ценности, которые призвана защищать любая мораль (жизнь, честь, достоинство человека, его биологическое и социальное благополучие, общественный порядок, собственность и т.д.)

Общими чертами права и морали является то, что они выступают социальными регуляторами, складываются из норм (правил поведения общего характера), основываются на одной и той же системе ценностей, сложившихся в обществе.

Они различаются по происхождению (способу формирования), форме выражения и обеспечения. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о добре и зле и т.п. Право же формируется государством.

Нормы права выражены в строго определённой форме (нормативные акты и т.п.). Нормы морали живут в сознании людей. В отличии от права соблюдение нормы морали обеспечивается собственной совестью человека, стремящегося к добру, и общественным мнением.

Взаимодействие морали и права выражается во взаимном влиянии друг на друга. Мораль оказывает влияние на содержание и функционирование права. Мораль влияет на право по линии правотворчества, правоприменения и правоисполнения.

Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями определённой морали. Их моральные воззрения неизбежно оказывают влияние на содержание применяемых законов и иных нормативных актов. Однако законодатели, принимая закон, должны руководствоваться не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем морального состояния общества в целом. Чем более точно и адекватно в законах выражены моральные воззрения общества, тем более эффективно действуют законы. Соответствие законов моральному состоянию общества минимизирует государственное принуждение как средство обеспечения права.

Учёт требований господствующей в обществе морали делает само право морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с требованиями морали. Например, в УК Украины имеется специальный раздел 12 "Преступления против общественного порядка и нравственности". [2(н),165] Да и многие другие составы преступлений основаны на нравственных началах.

Мораль по сравнению с правом предъявляет к человеку более высокие требования. Право интересует внешние стороны поведения. Для него не важны мотивы соблюдения норм поведения. Мораль же требует поступать прежде всего по совести, по внутреннему убеждения.

Мораль выступает как критерий оценки права. Право, не отвечающее ее требованиям, оценивается негативно, морально не одобряется, осуждается. [20,326]

Моральное состояние общества влияет не только на применение права, но и на другие формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование). Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче, безболезненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права.

2.2 Соотношение права и обычаев

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона. Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой - либо области предпринимательской деятельности. Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

2.3 Право и социально-технические нормы

Наряду с социальными нормами в обществе существуют и действуют социально-технические нормы. В этой связи необходимо сказать, что бытует такое мнение, что все действующие в обществе правила поведения, в том числе и технические нормы, всегда носят социальный характер. В обоснование этого указывали, что в отношении к неодушевленным предметам человек всегда проявляет свое отношение к обществу, что за нарушение технических норм следует определенная санкция. Авторами назывались " социально-технические ", а так же технико-юридические нормы. Социально-технические нормы характеризовались как социальные нормы, при этом они не переставали быть техническими. Вместе с этим признавалось существование чисто технических норм, под которыми подразумеваются правила обращения людей с природными объектами и веществами, разными вещами, орудиями личного пользования, орудиями производства личного характера. Проблема изучения технологических норм очень актуальна в настоящее время. Это связанно, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, выдвинувшим многочисленные задачи оптимального согласования человека с характеристиками современных и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия. Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются юридических актах и обретают значение государственного стандарта. Технико-юридическая норма оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения как правоотношение, как правило, только в совокупности с другими юридическими нормами. Нет, и не может быть такого правоотношения, которое возникало бы лишь на основе одних технико-юридических норм. Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что никогда не доступная праву область общественной жизни становится объектом его регулирования и охраны. При этом не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства, но и отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право призвано юридическими средствами защищать экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам. Все эти нормы подразделяются в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность.