Смекни!
smekni.com

Судебная власть и правосудие (стр. 1 из 2)

Понятие и назначение судебной власти

Под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

В организационно-функциональном плане судебная власть – это прежде всего система независимых государственных органов – судов, ибо судебная власть осуществляется только специальными субъектами в лице судов и носителей судебной власти – судей. Причем, важно подчеркнуть, что судебную власть в государстве осуществляет не один какой-либо суд, а вся система судов (и судей) страны в целом, способная противостоять злоупотреблениям органов и должностных лиц исполнительной власти на всех уровнях и во всех областях государственной и общественной жизни, защищать права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц. Это – во-первых. Во-вторых, содержанием судебной власти является юрисдикционная (правоприминительная) деятельность по разрешению правовых споров и социально-значимых конфликтов (преступных посягательств), а также судебный контроль за правовым содержанием нормативных актов. В нее входит и осуществление иных ее полномочий, связанных с отправлением правосудия: аналитическая, организационная работа, дача разъяснений по применению законодательства и т.п. Иначе говоря осуществление всей компетенции суда.

Специфичны и цели судебной власти: восстановление нарушенного права и справедливости, обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ.

Судебная власть – это вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдикционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия.

Ведущая функция судебной власти, ее главное назначение во всесторонней защите прав и свобод человека и гражданина, т.е. не карающая, а правозащитная задача.

Как записано в ст. 3 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, суды призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Свойства судебной власти

Чтобы судебная власть выполняла свое предназначение, ей должны быть присущи определенные свойства, качества, а именно: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность.

Все эти свойства судебной власти тесно между собой связаны и разграничение некоторых из них возможно только теоретически, хотя объективно они наличиствуют, переплетаясь и дополняя друг друга. Эти свойства проявляются в полномочиях судебной власти, ее организации и формировании, статусе судей и процедуре деятельности, взаимодействия с другими ветвями власти, обеспечивая выполнение возложенных на суд задач.

Каково же содержание названных свойств судебной власти?

Самостоятельность и независимость судебной власти – это организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от каких бы то ни было посторонних влияний при соблюдении тайны совещательной комнаты, на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Самостоятельность, как и независимость судебной власти, выражается также в отсутствии административного подчинения нижестоящих судов вышестоящим, как это имеет место в системе органов исполнительной власти. Решения судов не подлежат утверждению и, вступив в законную силу, становятся обязательными для исполнения на всей территории государства. Вместе с тем нужно отметить, что самостоятельность судебной власти осуществляется в пределах и порядке, предусмотренных законом, а независимость судей сочетается с их подчинением только закону. Правосудие осуществляется на основе закона и в порядке, установленном законом.

Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Иначе говоря, судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, т.е. является исключительной по своему характеру. Это проявляется и в общеобязательности вступивших в законную силу решений суда, невозможности их отмены даже высшими органами государственной власти, т.е. Парламентом и Президентом. Только вышестоящие судебные инстанции в предусмотренном законом порядке при наличии законных оснований вправе проверить и прокорректировать судебные решения, вынесенные органами судебной власти. Президент обладает лишь правом помилования осужденных (ст. 84 п. 19 Конституции), а Парламент – правом принятия решения об амнистии (ст. 97 п. 2 Конституции).

Объективность и беспристрастность суда также неотъемлемое свойство судебной власти, без которых она превращается в свою противоположность, в судилище и произвол.

Названный принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств.

При личной, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела судья подлежит отводу или должен заявить себе самоотвод.

Верховенство судебной власти определяется тем, что она формируется высшей, верховной властью (Парламентом или Президентом). Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени Республики, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Судьи в конституционном порядке наделяются полномочиями по отправлению правосудия.

Далее, верховенство судебной власти проявляется в ведущем, лидирующем ее положении в системе юстиции. Она контролирует досудебное производство и принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к ее компетенции. Судебная власть проверяет законность действий нотариальных органов и судебных исполнителей. Судебной власти принадлежит окончательное, авторитетное слово по вопросам конституционности законов, декретов и указов Президента.

Одним из необходимых свойств судебной власти является ее политическая нейтральность. Суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Чтобы избежать политических влияний и пристрастий, судьи не могут состоять членами политических партий.

Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержки и признании авторитета выносимых ею решений.

Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной

Законодательная власть в лице Национального Собрания Республики Беларусь принимает законы, которые определяют организацию и деятельность третьей власти. Таким образом законодательная власть воздействует на систему правосудия, “управляет” органами судебной власти, формирует судебную политику. Однако вмешательство в рассмотрение конкретных дел со стороны Парламента не допустимо. Законодательный орган не вправе пересматривать судебные решения, отменять и изменять акты правосудия. Он вправе корректировать судебную деятельность лишь посредством принятия новых законов и постановлений и осуществления контроля за их исполнением, а также толкования Конституции и законов, принятия решений об амнистии.

Будучи подзаконной, судебная власть участвует в законотворческой деятельности в присущих ей формах: путем обращения к субъектам права законодательной инициативы о принятии нового закона либо внесении изменений или дополнений в тот или другой нормативно-правовой акт или его отмене, участия в обсуждении законопроектов, их разработке и т.д.

Конституционный Суд активно участвует в правотворческом процессе прежде всего выполняя свою основную функцию: дачи заключений о соответствии Основному закону нормативно-правовых актов (ст.116 Конституции).

Следует заметить также, что участие всех судов государства в нормотворческой деятельности обеспечивается тем, что, если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным (ч. II ст. 112 Конституции).

Вторая форма взаимоотношений законодательной и исполнительной властей с судебной – это их участие в формировании судейского корпуса.

В-третьих, законодательная власть утверждает финансирование судов за счет средств республиканского бюджета, смету расходов, связанных с их деятельностью. Причем, уменьшение расходов на судебные нужды, либо использование средств на их обеспечение на другие цели допускается только с согласия Парламента. Бюджет судов должен обеспечивать выполнение ими их конституционных полномочий.

Четвертое, что нужно отметить, излагая вопрос о взаимоотношениях судебной власти с законодательной и исполнительной, это то, что исполнительная власть в лице таких своих органов как Министерство юстиции и его Управления на местах (Управления юстиции при исполкомах областных и Минского городского Советов депутатов) осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, т.е. их кадровое, ресурсное, организационное и информационное обеспечение (подробнее в гл.7). С другой стороны, судебная власть осуществляет проверку законности решений местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов, которые ограничивают или нарушают права, свободы и законные интересы граждан (ст. 122 Конституции), а также законности действий и решений органов и должностных лиц исполнительной власти (ст. 60 Конституции). Судебный контроль в сфере государственного управления – эффективное средство борьбы с чиновничьим произволом и беззаконием, важнейшая гарантия соблюдения прав человека.