Политика "двойных стандартов" никогда не приносила ничего хорошего, а уж тем более в нашей стране. России, во избежание различных злоупотреблений, необходимо четкое законодательство об эвтаназии. Это не призыв легализовать активную эвтаназию. Ее существование в России – это предмет дискуссий еще не на один десяток лет. Но фактически существующую пассивную "хорошую смерть" просто необходимо оформить более четко и внятно.
Проблема эвтаназии до сих пор остаётся нерешённой. Вплоть до сегодняшнего дня к эвтаназии относятся по-разному; общественное мнение расколото до жёстко полярных точек зрения.
В случае полной легализации эвтаназии многие по-прежнему будут считать, что эвтаназия есть безусловное зло. Велика также опасность злоупотреблений. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике. Очевидно, что эта проблема требует срочного правового решения и закрывать на неё глаза больше нельзя.
С развитием в последние годы практики трансплантации органов появляются новые проблемы, в некоторых случаях напрямую связанные с разрешением эвтаназии. Орган человека, который, по медицинскому заключению, всё равно умрёт в течение краткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. А ведь многие умирают, так и не дождавшись донора. Выходит, что мы из наших принципов об эвтаназии как зле теряем сразу две жизни. Это ещё раз говорит о том, что об эвтаназии нельзя судить категорично. Не все жизненные ситуации измеряются нашими теоретическими убеждениями, а люди, столкнувшиеся в реальности с этой проблемой, начинают относиться к ней иначе. Тем не менее, несмотря на сложность проблемы, надо продолжать искать достойный путь её решения, идя на компромиссы и избегая крайностей.
1. Воробьева Л.А. Этические проблемы эвтаназии // Здравый смысл, 2006, №4;
2. Дмитриев Ю.А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Право и политика, 2000, №7;
3. Латынина А.П. Неужели Бог любит собаку больше, чем человека? // Московские новости, 2007, №16;
4. Павлова Ю.И. Проблемы эвтаназии в праве // Здравый смысл, 2005,
5. Акопов В.И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика, 2000, №1;
6. Туманов А.В. Эвтаназия – преступление или благо? // Правда, 2008, №14;
7. Ардашева Н.А.Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия // Российский юридический журнал, 1996, №1;
8. Загыртдинова Ф.А. Эвтаназия. Право родиться и право умереть // 2005, http://www.church.uz/page_id234;
9. Филиппов Ю.Н. Эвтаназия: сострадание или корысть? // 2006, http://www.rian.ru/analytics/20060818/52790876.html;
10. Фадеева Т.И. Эвтаназия – выход или тупик? // 2007, http://www.foru.ru/slovo.9662.10.html;
11. Водовозов А.А. Эвтаназия в России: нельзя, но можно // 2004
12. Текст программы "Русский взгляд", посвященный эвтаназии // 2007
13. Большая медицинская энциклопедия. Москва, 1986;
14. Большой юридический словарь. Под ред. А. Я. Сухарева, B. Е. Крутских. Москва, 2002;
15. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н, Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. Москва, 2003.