Есть все основания утверждать, что официальное признание и конституционное закрепление принципа презумпции невиновности, проистекающего из учения естественной школы права, уходящего своими корнями в Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 9) и Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ст. 11), можно считать одним из поворотных моментов перехода от тоталитарного советского права к формируемому ныне демократическому российскому праву. В связи с этим заслуживают быть упомянутыми добрым словом М. С. Строгович и другие известные ученые-правоведы, в течение десятилетий советского прошлого последовательно и мужественно отстаивавшие в отечественной юридической науке идею презумпции невиновности.
Знаменательно, что конституционное закрепление данного принципа является одним из наглядных проявлений того, как современное российское право, опираясь на естественные законы, может служить действенным инструментом их реального осуществления. С учетом весьма важной роли некоторых межотраслевых и отраслевых принципов права в формировании и функционировании права, их реального влияния на процесс правового регулирования общественных отношений представляется целесообразным конституционно придать им статус общих принципов российского права. В частности, это относится, например, к принципу «закон обратной силы не имеет» (ст. 54 Конституции РФ). Советским законодательством данный принцип рассматривался не иначе, как уголовно-отраслевой. Им предусматривалось, что лицо, совершившее преступление, несет за него ответственность (за несколькими исключениями) по закону, действовавшему в момент совершения преступления.
Конституция РФ 1993 г. преобразовала данный принцип в межотраслевой, распространив его на ответственность не только за преступления, но и за любые иные совершенные правонарушения (административные, имущественные и др.). Как записано в ст. 54 Конституции, «1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».
принцип право законодательство
3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
Общеправовые, или общие принципы права являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя и далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т.п. Для мусульманских правовых систем характерно разрешение судами дел при наличии пробела в законодательстве в соответствии с принципами шариата (они-то как раз и признаются основными источниками права). В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права. Гражданским законодательством Греции, например, запрещается осуществление какого-либо права, если оно превышает пределы, установленные доброй совестью или добрыми нравами или социальной и экономической целью права".
В качестве универсального источника общие принципы права применяются в международном праве. Статья 38 Статута Международного Суда гласит: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями". К общим принципам права относятся, например, такие положения, как "специальный закон отменяет действие общего закона", "позднейшим законом отменяется более ранний" и т.д. Основные (общие) принципы международного права сформулированы в Уставе ООН и более пространно – в Декларации о принципах международного права 1970 г. К их числу отнесены следующие принципы: неприменение силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанность государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения сторонами международных правоотношений взятых на себя обязательств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку право является центральным звеном правовой системы, лежащие в его основе идеи неразрывно связаны со всеми процессами, протекающими в сфере правового регулирования, оказывают влияние на все виды деятельности, так или иначе связанной с правом: правотворчество, правоприменение, толкование права, систематизацию законодательства, правовое обучение населения. Принципы права направляют активность законодателя в заранее заданном направлении, дисциплинируют его, вынуждают более ответственно подходить к принятию правотворческих решений, обдуманно использовать законодательную технику. Любые законодательные нововведения должны оцениваться, в первую очередь, с точки зрения их соответствия принципам права. Однако ориентироваться на основополагающие правовые идеи должен не только законодатель, но и правоприменитель. Во-первых, в ходе правовой квалификации разнообразных событий и действий, приложении правовой нормы к конкретной жизненной ситуации нельзя не учитывать правовые принципы. В противном случае можно легко ошибиться, принять решение, не соответствующее духу права, общему смыслу законодательства. Во-вторых, при обнаружении пробелов в праве принципы могут выступать в роли непосредственного источника права (аналогия права), хотя и не во всех случаях. Наконец, знание основных правовых принципов обеспечивает правильное толкование правовых предписаний, помогает понять концептуальный замысел законодателя.
Ни у законодателя, ни среди ученых нет четких представлений о системе принципов права. Между тем, ссылаясь на тот или иной принцип, нужно быть твердо уверенным в том, что данная идея является именно принципом права и признается в этом качестве большинством специалистов. С другой стороны, существование некой раз и навсегда заданной системы принципов права вызывает сомнения. Ведь меняются реальные обстоятельства жизнедеятельности людей, социальные явления, в частности, трансформируется право, следовательно, изменяются и лежащие в его основе принципы. Думается, что в данном случае нужно руководствоваться тем "общим смыслом", духом, который выражен в действующем законодательстве.
Отсутствие законодательного оформления принципов права затрудняет их использование на практике в качестве источника права, порождает неоднозначное толкование в процессе применения. Нужно по возможности стремиться к наиболее полному и точному закреплению ведущих правовых идей в нормативно-правовых предписаниях, ясно и четко формулировать их, а в необходимых случаях давать им обстоятельную характеристику. Наиболее важные правовые идеи должны быть закреплены на конституционном уровне.
В заключение, хочется процитировать Явич Л.С.: «Исключительное значение принципов права объясняет, почему они всегда были и остаются в настоящее время предметом острой идеологической борьбы, оказываются в революционные эпохи знаменем политических движений, объектом классовых столкновений. Борьба за новые принципы права никогда не замыкается юриспруденцией и по своей сути является борьбой за новые устои общества против старых порядков».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юридическая литература, 1982. 382 с.
2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – 247 с.
3. Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. – 2000. – № 3. – с. 4-16
4. Иванов Р.Л. О Понятии принципа права. // Вестник Омского университета. – 1996. – Вып.2. – с. 115-118
5. Колодiй А.М. Принципы права Украiни. – Киев: Юрiнком Iнтер, 1998. – 261 с.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.). – Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [версия 4000.00.15. 2009 г.].
7. Недбайло П.Е. Объективное и субъективное в праве: к итогам дискуссии Правоведение. – 1974. – №1
8. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2002. – 376 с.
9. Общая теория права: Учеб. / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. – 253 с.
10. Правовая система социализма: в 2 кн. / отв. ред. А.М.Васильев. – М.: Юрид. лит., 1986-1987. Кн.1 – 145 с.
11. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федер. Закон № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 24 октября. 1994 г.: по состоянию на 04 ноября. 2007 г.]. – Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [версия 4000.00.15. 2009 г.].
12. Скурко Е. В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства: Теория и практика Правоведение. – 2006. – № 2. – с. 55-61
13. Теория государства и права: учебник под ред. В.К.Бабаева. – М.: Юристъ, 2006
14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство "Зерцало", 2004. – 397 с.
15. Теория государства и права: учебник / под ред. Р.А.Ромашова. – СПб.: изд-во Р.Асланова «Юридический центрПресс», 2005. – 294 с.
16. Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. Место принципов права в системе российского права Академический юридический журнал. – 2009. – №2(36). – с.4-10
17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. – М.: Омега-Л, 2009. – 323 с.
18. Явич Л.С. Общая теория права. – Л.: Издательство ЛГУ, 1976. – 285 с.