Негативным образом на сохранность перевозимых грузов сказывается участие работников транспорта в совершении преступлений в сфере грузовых перевозок. В текущем году выявлено 219 работников транспорта, совершивших хищение грузов и 524 (+32,3%) - совершавших хищения грузов в составе преступных групп.
Однако если говорить об особенностях расследования преступлений по событиям на железнодорожном транспорте, то здесь сложилась достаточно эффективная система. В ее основе лежат нормы, закрепленные в Уставе железнодорожного транспорта РФ, распоряжении ОАО «РЖД» от 11.05.2004 N 2020р «Об обеспечении сохранности перевозимых грузов в ОАО «РЖД» и в указании Генпрокуратуры РФ от 03.04.95 N 19/23, МВД РФ N 1/1609, МПС РФ N 103 «О порядке реагирования на признаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищениях грузов».
Все случаи утраты грузов в процессе перевозки, независимо от их стоимости, расследуются специальной комиссией по обеспечению сохранности перевозимых грузов с участием руководителей подразделений в составе отделения.
Расследование проводится на основе оперативной информации о факте пропажи груза. Нормативными актами установлены достаточно жесткие, но реальные сроки: расследование должно быть полностью закончено на станциях и в отделениях железных дорог в 10-дневный срок, а на железной дороге - в 20-дневный срок с момента отправления оперативного донесения.
Основным документом и важным доказательством, служащим основанием для возложения ответственности за несохранную перевозку, является коммерческий акт, составляемый по требованию грузополучателя. Коммерческий акт содержит всю необходимую информацию об обстоятельствах хищения, размере убытка и служит правовым основанием для принятия решения страховщиком по выплате страхового возмещения.
При участии в расследовании таких дел сотрудники сталкиваются в первую очередь с несвоевременным поступлением информации об утрате (хищении) груза и с неправильным оформлением документов, фиксирующих первичные следы преступления. Ведь следы преступления утрачиваются в процессе перевозки.
Зачастую коммерческие акты составляются формально, в них искажаются существенные сведения, в экспертном отчете не содержится обоснованных сведений о размере ущерба, не указаны все обстоятельства страхового события, не выявлены причинно-следственные связи, что не позволяет определить потенциальных лиц, причастных к преступлению. Иногда имеет место сговор представителей заинтересованных сторон, например грузополучателя и представителя склада.
В ходе расследования может выясниться и то, что груз в процессе перевозки надлежащим образом не охранялся, хотя при заключении договора страхования это заявлялось как необходимое условие. Или что перевозка осуществлялась с использованием экспедитора без надлежащего оформления договора транспортной экспедиции. Все это значительно затрудняет расследование преступления.
При получении уведомления об утрате, гибели или повреждении груза, в том числе в результате противоправных действий третьих лиц, задача страховщика - прежде всего проследить за правильностью действий страхователя при формировании доказательственной базы о произошедшем событии. Должен быть соблюден порядок оформления случаев недоставки/повреждения грузов в зависимости от типа перевозки.
Морской транспорт Российской Федерации переживает сложные, зачастую противоречивые процессы реформирования. Допущенные в ходе его структурной перестройки просчеты привели Ряду негативных последствий, в том числе к росту правонарушений в различных сферах хозяйственной деятельности.
В последнее время наметилась тенденция совершения незаконных сделок с объектами водного транспорта. Материальная база крупнейших транспортных предприятий подвергается расхищению и незаконному использованию при попустительстве ответственных лиц. Предметом хищений, совершаемых в сфере морского транспорта и наносящих наиболее значимый ущерб являются портовое имущество, морские суда, денежные средства, в том числе выделенные из бюджета для модернизации флота, также добытые водные биоресурсы и продукты, изготовленные из них.
Хищения и иные преступления, совершаемые в процессе расчетов по обязательствам. Их объединяет использование фиктивных товарно-транспортных документов с неверным указанием в них объема переданных или выполненных товаров, работ, услуг и их стоимости. Преступления могут совершаться как членами команды судов, так и многочисленными посредниками, обслуживающими объекты морского транспорта (сюрвейторы, шипчандеры, буксировщики).
Хищения, совершаемые в процессе продажи активов под видом неликвидного имущества. Как правило, имущество и товарно-материальные ценности реализуются по заниженным ценам с незаконным получением вознаграждения лицом, уполномоченным для совершения сделки. Так, по материалам Дальневосточного УВДТ было возбуждено уголовное дело по ст. 160 УК РФ в отношении представителя ОАО «Корсаковский морской торговый порт», который при реализации лома черных металлов вьетнамской фирме «Олбико» присвоил 12 млн руб
Хищения, совершаемые в процессе смены собственников В связи с бесконтрольностью со стороны департаментов морского транспорта (ДМТ) не принимаются меры по фактам незаконной эксплуатации или продажи судов, зарегистрированных и поставленных на учет на территории России, что позволяет судам, находящимся под российской юрисдикцией, выполнять международные рейсы в обход установленных правил. Так, возбуждено уголовное дело по ст. 201 ч 1 УК РФ в отношении генерального директора судоходной компании ЗАО «ФРИМ», который в ущерб компании с целью незаконного отчуждения теплохода СТ-1315 заключил заведомо невыгодный договор займа, в результате чего компании был причинен ущерб на сумму 0,6 млн. долл. По ст. 159 ч. 3 УК РФ — по факту хищения теплохода «Мариам» путем подделки документов о смене владельца.[11]
Хищения, совершаемые в процессе использования объектов морского транспорта, находящихся в государственной собственности. Так, по материалам Северо-Западного УВДТ возбуждено уголовное дело по ст. 165 ч. 3, 286 ч. 1 УК РФ в отношении руководителя Департамента эксплуатации ледокольного флота и руководителей ОАО «Мурманское морское пароходство», которые в период 1998-2004 гг. не перечисляли в доход государства денежные средства от коммерческого использования переданного им в доверительное управление федерального имущества (восемь атомных ледоколов, два дизель-электрических ледокола, атомный лихтеровоз и др.). Ущерб государству составил более 7 млн. долл.
Хищения, совершаемые в процессе использования бюджетных средств. Имеют место злоупотребления руководителей отрасли различного уровня, связанные с хищениями и нецелевым использованием денежных средств, в том числе от сдачи в аренду федерального имущества и выделенных для модернизации флота денежных средств. Так, представляют интерес уголовные дела Северо-Западного УВДТ, возбужденные в отношении руководителей коммерческих предприятий, которые использовали свое служебное положение для хищения денежных средств. Например, в отношении директора коммерческой организации, который похитил около 1 млн. руб. путем оформления подложных финансовых документов на фиктивных работников, было возбуждено уголовное дело по ст. 201 ч. 1 УК РФ.
Практика показывает, что для организации лжеэкспорта злоумышленниками часто используется морской транспорт. Особенности формирования партий и их отгрузки, перевалка груза с других видов транспорта, оказание экспедиционных услуг удлиняют Цепочку задействованных фирм-перевозчиков, усложняют документооборот, тем самым маскируются следы фальсификации данных о вывозе товара с территории РФ.
Механизм хищения основан на использовании льгот, предоставляемых законодательством организациям-экспортерам и заключающихся в применении к вывозимой за рубеж партии товаров нулевой ставки НДС (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ). Так как фирмы-посредники, приобретая товар с целью поставок на экспорт, не являются производителем вывозимого имущества, то суммы НДС, Уплаченные в бюджет на этапах производства и перепродажи товара, подлежат возмещению. Право на возмещение НДС связывается не с фактическим внесением налога поставщиками, а с уплатой суммы НДС покупателем поставщику при оплате товара.
Поэтому все претензии по неуплате НДС в процессе перепродажи продукции возникают не к фирме-экспортеру, а к ее поставщику, который, как правило, является фирмой-»однодневкой» Таким образом, фирма-экспортер получает право требования фактически ранее не уплаченных сумм НДС из бюджета.[12]
К числу опасных криминальных тенденций последних лет относится стабильный рост краж нефти и продуктов ее переработки путем несанкционированных врезок в нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. В течение ряда лет эта разновидность краж из разряда редких преступлений трансформировалась в масштабную угрозу безопасности топливно-энергетического комплекса страны. По данным ГИАЦ МВД России, в 2006 году выявлено около 350 преступлений, связанных с хищениями в системе магистральных нефтепроводов. Наиболее криминогенными в этом плане являются Приволжский (220 преступлений) и Южный (65 преступления) федеральные округа.[13]
Основным видом преступного посягательства на нефть и нефтепродукты являются их хищения, совершаемые ненасильственными способами (путем кражи) при транспортировке различными видами транспорта, в первую очередь, трубопроводным транспортом. Большинство таких краж совершается с использованием особых технологических приспособлений (врезок), кустарно устанавливаемых на трубопроводы. Так называемые «врезки» в магистральные нефтепроводы нарушают технологическую безопасность, создают опасность, как для жизни самих похитителей, так и для жителей близлежащих населенных пунктов и окружающей среды. Масштабы и количество таких преступлений, к большому сожалению, ежегодно увеличиваются.