Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ч. 2 ст. 200 ГК Республики Беларусь). Это правило отражает назначение института исковой давности: несвоевременное предъявление иска лишает управомоченное лицо возможности осуществить нарушенное субъективное право в принудительном порядке.
Пропуск срока давности – самостоятельное основание к отказу в иске. Но решение об этом может быть принято лишь после того, когда будет доказана обоснованность заявленных истцом требований, в противном случае, суд, разрешающий спор, должен отказать в иске по другим основаниям (из-за нарушения формы сделки, недоказанности исковых требований и т.п.), а не по причине несвоевременного предъявления иска.
Другое последствие, связанное с истечением срока исковой давности, касается возможности исполнения обязанностей, в частности передачи должником денег или имущества за пределами давностного срока. В отношениях между всеми участниками гражданского оборота такое исполнение считается правомерным. Более того, ст. 207 ГК Республики Беларусь придает добровольному исполнению бесповоротный характер: должник или иное обязанное лицо не вправе требовать исполненное обратно, хотя бы в момент исполнения они и не знали о том, что давность истекла. Невзысканные суммы кредиторской задолженности подлежат зачислению в прибыль должника.
В литературе отсутствует единство взглядов по вопросу о последствиях истечения срока исковой давности.
Одни авторы полагают, что с истечением срока давности субъективное гражданское право прекращает свое существование.
По мнению других, истечение срока давности погашает лишь возможность применения мер принуждения по отношению к обязанному лицу, тогда как само субъективное право не прекращается. Сторонники данной точки зрения обосновывают существование субъективного права ссылкой на имеющуюся возможность его восстановления и защиты, а также правомерность добровольного исполнения обязанности после истечения срока давности. Нельзя, по их мнению, ни защищать погашенное право, ни исполнить несуществующую обязанность. Было высказано и такое суждение, что управомоченное лицо с истечением срока давности утрачивает субъективное право, но не автоматически, с момента, когда давность истекла, а только в связи с состоявшимся решением суда об отказе в иске по причине пропуска срока давности.
Более убедительной является точка зрения, согласно которой субъективное гражданское право погашается истечением срока давности. Суд, установив уважительность причин, препятствовавших своевременному предъявлению иска гражданином, своим решением о защите нарушенного права подтверждает, что в этом случае срок давности не был пропущен. Что же касается возможного исполнения обязанности, то после истечения срока давности оно может быть произведено только добровольно, в силу морального долга.
В ст. 208 ГК Республики Беларусь указано, что с истечением срока исковой давности по главному требованию истекшим считается и срок давности по дополнительным требованиям.
К дополнительным относятся требования о взыскании неустойки (штрафа, пени), процентов, задатка, а также вытекающие из залога и удержания имущества поручительства, гарантии. Они прекращаются вместе с основным требованием, исполнение которого обеспечивают, и не могут существовать без него самостоятельно. Так, если иск о взыскании задолженности за товары, выполненные работы или услуги предъявлен с пропуском срока исковой давности, то при отказе в иске по этому основанию должно быть отказано и в требовании о взыскании пени за просрочку платежа.
3.1 Обзор судебной практики от 01.04.2000 года (по решению хозяйственного суда Брестской области от 01.04.2000 года)
Ситуация:
Между открытым акционерным обществом – нерезидентом Республики Беларусь и закрытым акционерным обществом – резидентом Республики Беларусь был заключен договор поставки.
Открытое акционерное общество поставило закрытому акционерному обществу волокно капроновое штапельное в многооборотной таре.
Закрытое акционерное общество в счет взаимозачетов поставило открытому акционерному обществу ковровые изделия на сумму, меньшую, чем было поставлено волокна капронового.
Суть спора:
Открыто акционерное общество обратилось в хозяйственный суд области с иском о взыскании суммы долга, которая, по мнению истца, не является спорной, поскольку ответчиком был подписан акт выверки взаиморасчетов, свидетельствующий о наличии задолженности закрытого акционерного общества перед истцом.
Закрытое акционерное общество обратилось с заявлением в хозяйственный суд области о применении исковой давности.
Позиция суда:
Между открытым акционерным обществом (поставщик) и закрытым акционерным обществом (покупатель) был заключен договор поставки волокна капронового в 1996 году.
В соответствии с подпунктом 14.2. данного договора расчеты за продукцию производятся в порядке предоплаты, путем выставления в банк платежного требования, допускается взаимозачет.
В течение 1996 года истец свои обязательства по договору выполнил.
Для оплаты за поставленное волокно капроновое истцом в адрес ответчика выставлялись счета. Также по согласованию между сторонами в счет оплаты за полученное волокно капроновое закрытое акционерное общество производило поставку истцу ковровых изделий.
Последняя поставка волокна капронового по договору произведена открытым акционерным обществом в адрес ответчика в июле 1996 года. Последние поставки ковровых изделий в счет оплаты по договору произведены закрытым акционерным обществом в сентябре 1996 года.
Закрытое акционерное общество полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, и просит суд применить исковую давность, а поскольку истечение срока исковой давности погашает право на удовлетворение иска, просит в иске отказать.
В соответствии со статьей ст. 197 ГК Республики Беларусь общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ст. 201 ГК Республики Беларусь течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
На основании ст. 204 ГК Республики Беларусь течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Последними действиями ответчика, свидетельствующими о признании долга, являются поставки ковровых изделий открытому акционерному обществу в сентябре 1996 года. Таким образом, срок исковой давности истек в сентябре 1999 года. Исковое заявление направлено истцом в хозяйственный суд области согласно почтовому штемпелю на конверте в феврале 2000 года.
Акт выверки взаиморасчетов, представленный открытым акционерным обществом, не является документом, свидетельствующим о признании долга ответчиком по следующим основаниям.
Согласно Уставу закрытого акционерного общества заместители руководителя предприятия (директора по направлениям) входят в состав дирекции, их полномочия определяются должностными инструкциями и приказами о распределении обязанностей.
Права и обязанности коммерческого директора, утвердившего акт выверки взаиморасчетов от имени закрытого акционерного общества, определены должностной инструкцией. В соответствии с данной инструкцией он имеет право совершать хозяйственные операции и заключать договоры поставки сырья, материалов и комплектующих изделий, обеспечивающих деятельность закрытого акционерного общества.
В соответствии с приказом по закрытому акционерному обществу о распределении обязанностей и совершенствовании порядка отпуска товарно-материальных ценностей коммерческому директору предоставлено право подписи по заключению договоров (контрактов) поставки сырья, материалов и комплектующих изделий по основной деятельности закрытого акционерного общества, горюче-смазочных материалов, а также договоров, писем сторонних организаций и заявлений работников закрытого акционерного общества на отпуск данных товарно-материальных ценностей на сторону.
Данным приказом также установлено, что все документы денежного, материально-имущественного, расчетного и кредитного характера, а также отчеты и балансы подписываются только руководителем и главным бухгалтером закрытого акционерного общества.
В этой связи акт выверки взаиморасчетов вправе были подписать только главный бухгалтер и генеральный директор или лица, официально их замещающие.
Представленный истцом акт выверки взаиморасчетов не подписан уполномоченными лицами, содержит подпись коммерческого директора закрытого акционерного общества и информацию о задолженности, подписанную заместителем главного бухгалтера.
Хозяйственный суд области отказал в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества в связи с пропуском срока исковой давности.
3.2 Обзор судебной практики от 08.08.2000 года (по решению хозяйственного суда Гродненской областиот 08.08.2000 года)
Наряду со сроками исковой давности, установленными Гражданским Кодексом, актами законодательства могут быть установлены и другие сроки для обращения в суд за защитой нарушенных прав и интересов.
Ситуация:
Инспекцией Государственного налогового комитета была проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды предприятия. В ходе проверки инспекцией ГНК был установлен факт нарушения предприятием Указа Президента Республики Беларусь от 02.06.1997 года № 311 "О совершенствовании порядка обязательной продажи валюты".