Терминологический словарь:
Матриархат– форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве и в социальной жизни родовой общины.
Мононормы – единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права.
Обычай– регулятор труда и быта членов рода,их семейных и иных взаимоотношений.
Патриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью мужчины в общественном производстве и социальной жизни родовой общины.
Публичная власть – политическая власть, осуществляемая специальными отрядами людей, которые, используя механизм принуждения и насилия, выполняют специальные функции управления.
Род – объединение людей, связанных между собой узами родства, общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства, коллективного производства и потребления.
Социальные нормы– правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Старейшина– лицо, управляющее делами родовой общины в повседневной жизни, обычно избирался на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами.
Тема 3. Понятие и признаки государства
Учебные вопросы:
1. Плюрализм в понимании и определении государства
2. Признаки государства и их характеристика
1. Плюрализм в понимании и определении государства
В теории государства и права термин государство понимается в различных смысловых значениях. Как правило, выделяют три основных подхода к пониманию государства: географический, социологический, политико-правовой.
В рамках географического подхода государство рассматривается как обособленное территориальное образование – страна.
В рамках социологического подхода государство рассматривается как специфическая социальная организация, членов которой (граждан (подданных) государства) связывают друг с другом, а также с аппаратом государственной власти устойчивые связи, обусловливающие их взаимные права и обязанности и непосредственно не зависящие от места нахождения гражданина (подданного).
В рамках политико-правового подхода государство рассматривается как система публичной политической власти, при помощи которой обеспечивается разработка, принятие и реализация общезначимых правил поведения (правовых норм) направленных на регулирование общественных отношений и защиту этих отношений от различного рода посягательств.
Многогранность такого феномена как государство, предопределяет множественность научных подходов к пониманию его сущности. Государство может рассматриваться с точки зрения социологии, политологии, этнологии и т.д. В юридической науке феномен государства также не имеет однозначной интерпретации. Так, например, Л.С. Мамут, все имеющиеся представления о государстве предлагает свести в четыре группы.
Первую, по его мнению, должны составить мысленные отражения признаков выражающих публично – властную натуру государства.
Вторую – мнения относительно его генезиса.
Третью – взгляды, которые сфокусированы на внешний облик государства, на его композицию.
Четвертую – соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей.
Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридические обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения и обладает суверенитетом.
Социальная сущность государства
Как уже отмечалось возникновение государства становится возможным только при наличии ряда условий – предпосылок. При этом формирование данного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для данного типа государства, наряду с наиболее общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют социальную сущность (природу) государства.
Таким образом, в наиболее общем виде, сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.
Попытки выявить социальную сущность государства усматриваются еще в учениях античных мыслителей. Так Платон видел социальное предназначение государства в достижении единой цели – блага всего полиса. Философ выстраивал теоретическую модель идеального государства, вся деятельность которого направлена на достижение счастливого существования причем «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Сходные идеи о сущности государства высказывал и Аристотель. В своем труде «Политика» мыслитель, так же как и Платон, усматривает основное предназначение государства в достижении общего блага. «Поскольку, как мы видим, – пишет философ, – всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет ввиду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся… к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».
В средневековых учениях сущность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением. Наиболее ярким выражением политико-правовой мысли данного периода является теологическое учение святого Августина (Августина Блаженного). Мыслитель фактически выдвинул идею прогрессивного развития общества, целью которого является счастье, воплощенное в боге. Некоторым сходством с учением Августина обладает теологическая концепция Фомы Аквинского. По его мнению, важнейшая задача государства в лице монарха – вести граждан к добродетельной жизни. Для этого необходимо сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Но конечной целью и смыслом существования социального бытия является достижение небесного блаженства и к этой цели ведет человека уже не государство, а церковь.
Политико-правовая мысль эпохи возрождения характеризуется диаметрально противоположным подходом к феномену «государство». Вместо одностороннего и однозначного теологического воззрения, концепции государства и права этого периода в целом исходили из земных интересов и потребностей человека.
Данная тенденция не могла не отразиться и на понимании социальной сущности государства. Как и в эпоху античности политико-правовая мысль Возрождения, а затем и Просвещения усматривает основное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу. Своей кульминации это подход достиг в доктрине народного суверенитета Ж-Ж Руссо. Рассматривая суверенитет как «общую волю» народа, Руссо, выделяет три составляющие народного суверенитета: 1) неотчуждаемость; 2) неделимость; 3) верховенство. Из концепции народного суверенитета французский философ выводил и сущность государства, предназначение которого он усматривал именно в выражении общей воли народа.
Новым этапом в исследовании проблемы государственной сущности стал марксизм. В данном учении особый акцент делался на классовой сущности государства, которое, сообразно классовой теории, «есть машина для поддержания господства оного класса над другим». При этом отмечалось, что «если политическая власть в государстве находится в руках такого класса, интересы коего совпадают с интересами большинства, тогда управление государством действительно согласно воле большинства возможно. Если же политическая власть находится в руках класса, интересы коего с интересами большинства расходятся, тогда всякое правление по большинству неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства».
В рамках современного обществоведения широкое распространение получил подход, в рамках которого сущность государства усматривается в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает. В этой связи весьма показательна, например, концепция датского этнолога Т. Хойрупа, который видит основное социальное предназначение государства в защите соответствующей социальной системы. По его мнению, первым условием, которое позволяет вообще говорить о государстве, является то, что мы имеем дело с субъектом, который обладает способностью защитить себя, что бы оставаться признанным членом мировой государственной системы. В таком смысле понятие государства теоретически является конечной точкой в теории государственных отношений. Ученый подкрепляет свою точку зрения следующей логически-последовательной теоретической конструкцией: «Без борьбы за признание или освободительных войн не может быть взаимного признания суверенности или государственной системы. Без суверенности нет государства. Таким образом способность защитить себя и является первой теоретической детерминантой концепции государства. Все другие теоретические детерминанты государственной системы, а так же ее категории предполагают наличие возможности защиты, и с теоретической точки зрения являются производными от нее».