Проделанный исторический экскурс позволяет заключить, что в рамках различных политико-правовых концепций отмечалось, что государство в своей деятельности стремиться к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера.
В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.
Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства и права, ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности, обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Справедливости ради следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен в большей степени для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимостью силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма и, прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение «общих дел», вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе.
Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремиться не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).
Вместе с тем, наряду с решением сугубо классовых задач, государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.
Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т.д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако, после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.
Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.
Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом и т.д.).
Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.
Под социальной сущностью государства понимается нечто главное, определяющее, устойчивое и закономерное в данном явлении, неразрывно связанное с его социальным назначением.
Сущность государства – характеризует его смысловое содержание, она определяется характером, принадлежностью, назначением и осуществлением государственной власти в обществе.
Таким образом, вопрос о сущности государства – это, фактически вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
В науке о государстве и праве выделяют два основных подхода к проблеме понимания сущности государства. Первый исходит из превалирующего влияния корпоративных (классовых) интересов, второй – из приоритета интересов общесоциального характера.
К первому подходу относятся так называемая «теория элит», «технократическая теория» и т.д. Но основное место, безусловно, занимает классовая (марксистская) теория, согласно которой государство призвано выражать, прежде всего, классовые интересы.
Теория элит– предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными "безмозглыми" массами.
Технократическая теория– предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами. Эти две теории носят явно антидемократический характер.
Марксистская теория– власть принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах. Из этой теории вытекает классовая сущность государства, и это верно, поскольку классовая сущность – основное начало любого государства, которая явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве.
Согласно второго научного направления государство должно выражать интересы всего общества. Его основное социальное предназначение заключается в служении общественным интересам, в достижении некоего «общего блага», независимо от классовой градации.
2. Признаки государства и их характеристика
Целесообразно комплексное рассмотрение государства, что предполагает характеристику данного феномена через ряд основных общетеоретических признаков, в той или иной степени характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима. К таким признакам относятся: государственная территория, институт гражданства, публичная политическая власть и государственный суверенитет.
1. Наличие государственной территории.
Понятие государственной территории сформировалось в «процессе исторически обусловленного и необходимого распределения географической среды между историческими группировками человеческого общества».
В современной юридической науке под государственной территорией принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет.
Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения.
Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий направленных на завладение государственной территории либо ее насильственное расчленение.
Территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов и в первую очередь естественных богатств являющиеся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений необходимых для существования и нормального функционирования государства.
Территория государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, в теоретическом государствоведении, проводится градация государственной территории на фактическую и юрисдикционную территории.
Фактическая территория – это пространственная сфера в пределах определенных государственными границами.
Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» - участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности», а также оккупированные территории.